Готовится к запуску зонд InSight для исследования недр Марса — Naked Science
04.05.2018

Готовится к запуску зонд InSight для исследования недр Марса

Откладывавшийся несколько лет старт зонда InSight может состояться уже завтра — аппарат впервые детально изучит сейсмологию и геологию марсианских недр.

pia22228-full

Чуть больше суток осталось до старта американского космического аппарата InSight — в силу различных причин запуск задержался на два года относительно первоначальных планов. Но ожидание того стоило. Пятого мая на космодроме базы ВВС США Ванденберг впервые проведут межпланетный старт ракеты Atlas V — и зонд отправится из Калифорнии к нагорью Элизиум в северном полушарии Марса.

Начиная с ноября он будет исследовать кору, мантию и ядро планеты, изучит тектонические процессы и метеоритные удары. Ученые надеются, что эта работа позволит лучше понять эволюцию Марса, Земли и небольших каменистых планет вообще — ведь марсианская поверхность, в отличие от земной, практически не менялась за последние миллиарды лет. Кроме того, работа InSight должна помочь неизбежному в будущем освоению Красной планеты людьми. Планируется, что аппарат проработает чуть больше местного года — 728 земных дней.

На борту спускаемого зонда смонтированы три ключевых научных инструмента. Высокочувствительный сейсмометр SEIS позволит осуществлять мониторинг марсотрясений, метеоритных ударов и так далее. Разработанный немецкими инженерами инструмент HP3 сможет вести бурение и с большой точностью измерит тепловой поток над и под поверхностью планеты. Наконец, детектор RISE будет обмениваться радиосигналами с Землей и проведет наблюдения мельчайших колебаний вращения Марса — они также должны рассказать ученым о внутреннем строении планеты.

В отличие от классических аппаратов вроде советского «Лунохода-1» или современного американского марсохода Curiosity, зонд InSight имеет модульную архитектуру. Часть его аппаратуры установили не на выдвижных манипуляторах, а выполнили съемной. Поэтому первые 55-90 солов (марсианских суток) зонд проведет за картографированием поверхности вокруг места посадки, а затем с помощью манипулятора стационарно разместит сейсмометр и другие инструменты на подходящих участках поверхности.