14.03.2017
Редакция Naked Science

Космонавтов оснастят «зрячими» ботинками

Американские инженеры приступили к разработке ботинок, которые будут предупреждать космонавтов о приближении к препятствиям. Об этом пишет TechCrunch.

В открытом космосе космонавты вынуждены носить скафандры, оборудование которых поддерживает внутри уровень давления, аналогичный земному. Кроме того, скафандры защищают космонавтов от радиационного излучения, переохлаждения и перегрева и обеспечивают их дыхательной смесью. При этом из-за особенностей конструкции гермошлемы современных космических скафандров сильно ограничивают обзор и не позволяют, например, смотреть под ноги.

Чтобы упростить передвижение по различным поверхностям, ученые из Массачусетского технологического института (MIT) разрабатывают ботинки, надев которые, космонавт сможет почувствовать препятствие на пути до столкновения с ним. В носки новых ботинок встроены датчики расстояния, а в подошву — вибромоторы: во время ходьбы датчик подает данные о близости до объекта на процессор, и подошва начинает вибрировать. Частота вибраций при этом прямо пропорциональна расстоянию и будет тем выше, чем ближе препятствие.

Прототип системы / ©TechCrunch

В настоящее время исследователи проводят испытания прототипа ботинок. В дальнейшем они намерены оснастить ботинки системой, позволяющей выводить данные о препятствиях на нашлемный дисплей. В частности, при быстром сближении с объектом на дисплее может загораться красная точка. Предполагается, что устройство поможет космонавтам в пилотируемых миссиях, например при высадке на Марс или Луну.

Первые образцы космических скафандров были изготовлены в СССР в конце 1950-х годов. Сейчас ученые продолжают совершенствование этого вида снаряжения, причем конструкция скафандров может значительно различаться в зависимости от целей миссии. Так, ранее компания Boeing представила скафандр, который предназначен для экипажа пилотируемого космического корабля Starliner. От аналогов изделие отличается меньшим весом и повышенной эластичностью при механической прочности. Тем не менее, новый скафандр не рассчитан на выход в открытый космос.

Между тем весной 2016 года стало известно, что разработкой скафандра для экипажей пилотируемых миссий компании SpaceX занимается дизайнер по костюмам Хосе Фернандес, известный по экипировке вымышленных супергероев вселенной Marvel. Сообщалось, что проектирование нового скафандра, который должен быть «стильным и героическим», уже завершено. Сейчас инженеры SpaceX работают над технической реализацией проекта, представить прототип планируется в 2017 году.

Подробнее о космических скафандрах, которые используются в России, читайте в нашем репортаже «Одежда для космоса» с производственного предприятия «Звезда».

Испытания новых ботинок / ©TechCrunch