Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Догнать «ракетного короля»: топ конкурентов Маска
Основанная Илоном Маском SpaceX прочно закрепилась на позиции технологического лидера мировой ракетно-космической индустрии. Но конкуренты не спешат вывешивать белый флаг. Кто же сможет потеснить «Фальконы» с пьедестала?
Vulcan: спасти самое ценное
United Launch Alliance, или ULA, — это совместное предприятие, которое принадлежит «Боинг» и «Локхид Мартин». Именно оно производит ракеты «Дельта-4» и «Атлас-5». Проблема в том, что данные ракеты-носители давно уступают Falcon 9 по показателю экономичности. А многоразовая революция Маска со временем может добить ULA совсем. Конечно, Boeing и Lockheed Martin не намерены просто сидеть сложа руки: это не в традициях американского бизнеса. Уже скоро, в 2019 году, должна быть запущена новая ракета United Launch Alliance большой грузоподъемности под названием Vulcan. Ее главной особенностью станет частичная многоразовость. Спасать в ULA хотят не всю первую ступень, как в случае с Falcon 9, а только двигатели. Выглядит это так: после запуска блок с двигателями первой ступени отделяется от ракеты-носителя и приземляется на парашюте. А потом его (блок) «отловит» вертолет и доставит в безопасное место для последующего повторного запуска.
У данной схемы есть неоспоримые плюсы: спасается только самое важное и самое ценное. Концепция SpaceX с посадкой всей первой ступени выглядит более эффектно, но компания Маска вынуждена оставлять в баках ступени какую-то часть топлива для гашения скорости, торможения при входе в атмосферу и мягкой посадки. Это несколько снижает массу полезной нагрузки, так что в теории Vulcan сможет опередить Falcon 9 в плане экономичности. Но это в теории…
New Glenn: битва миллиардеров
Если Vulcan можно считать самым реалистичным конкурентом Falcon 9, то перспективную ракету New Glenn — самым «громким». За ее разработкой стоит Джефф Безос — богатейший человек планеты, основавший Amazon. Разработкой новой ракеты занимается Blue Origin — еще одна компания Безоса. На низкую опорную орбиту ракета сможет вывести до 45 тонн нагрузки. То есть по своим возможностям New Glenn будет чем-то средним между Falcon 9 и недавно запущенной Falcon Heavy. Детище Джеффа Безоса станет одной из самых мощных современных ракет, которой будут под силу самые разные миссии.
Но это не главное. Главное то, что она будет частично многоразовой. И тут аналогия с Falcon 9 напрашивается самая прямая, ведь возвращать на Землю Blue Origin хочет всю первую ступень. Садиться она будет вертикально. На этот счет даже презентовали красивый ролик.
Другая особенность New Glenn (которая, кстати, касается и уже рассмотренного «Вулкана») кроется в использовании перспективных двигателей BE-4. На этом моменте стоит остановиться поподробнее. Дело в том, что данное изделие будет использовать в качестве топлива метан, а в качестве окислителя — жидкий кислород. Это отличает его от применяемого на «Фальконах» двигателя Merlin, использующего керосин/жидкий кислород. В общем и целом, пару метан/жидкий кислород эксперты считают самой перспективной в ракетостроении, обеспечивающей надежность, экономичность и оставляющей инженерам «пространство для маневра» при проектировании систем ракет. Такой выбор топлива в сумме с возвратом первой ступени может помочь Безосу одолеть Маска. Но нельзя сказать, что концепция New Glenn станет революцией, как в свое время революцией стала успешная посадка первой ступени Falcon 9. Джефф Безос, в общем-то, идет по уже проложенному Маском пути.
Adeline: европейский ответ
Если американские конкуренты Маска вполне могут догнать и даже перегнать SpaceX в обозримом будущем, то европейцам сделать эту будет значительно сложнее. Основные надежды Европейского космического агентства связаны с перспективной «Ариан-6», но это, по сути, всего лишь очередная одноразовая ракета, которая «погоды не сделает», хотя и обеспечит Европе дополнительную независимость в плане доступа в космос.
В этой связи самое интересное — проект Airbus под наименованием Adeline. Тем более что он сильно отличается от всего, что было и что есть сейчас на рынке ракетно-космических запусков. Вместо аэродинамических решетчатых рулей и тормозных двигательных установок для посадки а-ля SpaceX система Adeline будет применять для возврата на Землю крылья и пару пропеллеров.
Так можно вернуть, разумеется, не всю ракету, а только двигатели и часть радиоэлектронного оборудования, что тоже немало. В конце концов, многоразовая часть садится на аэродром, подобно обычному самолету. В теории концепцию Adeline можно будет применить к самым разным ракетам, в том числе к уже упомянутой «Ариан-6». На практике же все намного сложнее: тут и вопрос финансирования, и отсутствие опыта создания многоразовых ракет. И, самое главное, неумолимое движение вперед Маска, который рискует обогнать своих конкурентов на много лет, если не десятилетий. Согласно планам Airbus, система Adeline должна быть готова к проведению запусков к 2025 году. К этому времени SpaceX уже может «вооружиться» перспективной мегаракетой (BFR) Big Falcon Rocket, которая, как заявил сам Маск, «каннибализирует» все другие ракеты SpaceX.
«Союз-5»: последняя надежда Роскосмоса
Еще более туманно выглядят планы Китая и России. Последняя связывает основные «космические» надежды с перспективной ракетой «Союз-5», которая будет не то «русифицированной» версией украинского «Зенита», не то реинкарнацией проекта «Русь-М» в рамках новых реалий. Разработчик — РКК «Энергия». Известно, что «Союз-5» будет ракетой среднего класса, использующей двигатель РД-171МВ (первая ступень) и два РД-0124М (вторая). Данная ракета-носитель сама по себе не подходит для лунной программы ввиду недостаточной грузоподъемности, но может стать базой для будущей сверхтяжелой ракеты. Что еще более важно, характеристики в теории позволят сделать запуски ракеты «Союз-5» относительно дешевыми: 55 млн долларов за старт. Таким образом, можно попытаться отнять часть рынка у Маска, хотя сейчас такой вариант кажется скорее фантастикой. Уж очень хорошо держится Илон.
Наверное, поэтому в декабре 2017 года было объявлено о начале разработки многоразового варианта «Союза-5». Сообщалось, что унификация с одноразовым «Союзом» позволит запускать будущую ракету с Байконура, Восточного, а также с плавучего космодрома в Тихом океане — по программе «Морской старт». При этом в ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» заявили, что техническое задание Роскосмоса на разработку «Союза-5» не предусматривает многоразового применения данной ракеты или отдельных ее элементов. То есть работы «Энергия» будет вести в инициативном порядке. Здесь важно сказать, что отсутствие необходимого опыта и современной научно-технической базы вряд ли позволят слишком близко приблизиться к уровню SpaceX. У отечественных инженеров, конечно, имелся опыт работы над многоразовыми системами: можно вспомнить хотя бы программу «Энергия — Буран». Но это было давно и немного из «другой оперы». Сейчас «Буран» никому не нужен, а нужны не просто многоразовые, но еще и дешевые ракеты.
Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.
Американские ученые проанализировали данные о поедании фекалий животными, чтобы выяснить, какие причины стоят за этим поведением и какие закономерности можно проследить. В результате они разделили всю выборку более чем из 150 видов на семь категорий по тому, что заставляет зверей питаться таким сомнительным продуктом.
Работать под началом шефа-абьюзера тяжело, но свежее исследование показало, что бывают варианты похуже. Ученые выяснили, что еще негативнее на моральный дух и производительность труда сотрудников влияет, когда во главе команды стоит самодур, у которого вспышки агрессии непредсказуемо сменяются этичным поведением.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Принято считать, что естественный спутник Земли возник в результате ее столкновения с другой планетой, но к этой версии есть вопросы. Теперь ученые предложили рассмотреть сценарий возможного захвата Луны притяжением Земли из пролетавшей мимо двойной системы.
Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.
Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии