07.03.2016
Редакция Naked Science

«Карлики» в деталях: как много вы знаете о самых крошечных планетах Солнечной системы?

4.1

Согласно определению Международного астрономического союза, карликовые планеты – это небесные тела, которые обращаются по орбите вокруг Солнца и имеют достаточную массу для того, чтобы под действием сил гравитации поддерживать гидростатическое равновесие и иметь близкую к сферической форму, однако при этом они не являются спутниками планеты, а также не могут расчистить район своей орбиты от других объектов.

карликовые планеты

Согласно определению Международного астрономического союза, карликовые планеты – это небесные тела, которые обращаются по орбите вокруг Солнца и имеют достаточную массу для того, чтобы под действием сил гравитации поддерживать гидростатическое равновесие и иметь близкую к сферической форму, однако при этом они не являются спутниками планеты, а также не могут расчистить район своей орбиты от других объектов.

Представляем вашему вниманию 10 интересных фактов о карликовых планетах Солнечной системы:

Если бы Солнце было размером со стандартную входную дверь, то Земля бы была приблизительно как монета в 5 центов, а карликовая планета Плутон, крупнейший из известных «карликов» Солнечной системы, была бы чуть больше игольного ушка.

Полумесяц Плутона / ©NASA/JHUAPL/SwRI

Большинство карликовых планет расположено в поясе Койпера – дискообразной области, простирающейся от орбиты Нептуна до расстояния около 55 а. е. от Солнца. Ближайшая к нам карликовая планета Церера является крупнейшим и наиболее массивным телом в поясе астероидов – области Солнечной системы между орбитами Марса и Юпитера.

Продолжительность дня на карликовых планетах различная. К примеру, один день на Церере равен 9 земным часам (ровно столько времени необходимо карликовой планете, чтобы совершить вращение вокруг своей оси). Год же на «карлике» равен 4,5 земным годам (период обращения вокруг Солнца).

Карликовые планеты состоят в основном из камня и/или льда. Все зависит от их расположения в Солнечной системе.

Некоторые карликовые планеты имеют естественные спутники. Рекордсмен по этому показателю – Плутон, у которого насчитывается целых пять лун. А вот у Цереры и Макемаке естественных спутников нет.

Харон и малые спутники Плутона (Стикс, Никс, Кербер и Гидра) / ©NASA, Johns Hopkins U. APL, SwRI

До сих пор не обнаружено ни одной карликовой планеты с системой колец. Ранее считалось, что у Плутона могут быть кольца, образованные выбросами от ударов по его спутникам метеоритов. Однако данные телескопа Hubble и автоматической межпланетной станции «Новые горизонты» опровергли эту вероятность.

Карликовые планеты Плутон и Эрида имеют тонкую атмосферу, которая является более активной, когда они находятся ближе к Солнцу.

«Новые горизонты» – первый и пока единственный космический аппарат, добравшийся до пояса Койпера, который является «домом» для большинства карликовых планет.

Снимок Цереры в натуральном цвете / ©NASA

Исходя из имеющихся данных, можно сделать вывод, что жизнь на карликовых планетах невозможна.

В 2006 году Плутон лишили статуса «полноценной» планеты и записали его в ряды «карликов». Сделано это было в связи с обнаружением множества новых объектов во внешней части Солнечной системы, которое привело к переосмыслению термина «планета». Сегодня некоторые ученые считают, Плутон должен быть переклассифицирован обратно в планету.