Во времена ледяного человека Этци часть альпийских вершин, возможно, была свободна ото льда — Naked Science
18.12.2020

Ученые выяснили, что вершины Альп на высоте от трех до четырех тысяч метров могли не иметь льда примерно до 5900 лет назад. Значит, ледяные щиты там начали формироваться лишь незадолго до или даже при жизни знаменитого ледяного человека Этци, замерзшую мумию которого нашли на высоте 3200 метров.

Место находки тела Этци отмечено красной меткой / ©ru.wikipedia.org

Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports. Ледяную мумию человека медного и медно-каменного века (халколита) обнаружили в 1991 году в Эцтальских Альпах в Тироле. В честь этой местности мумия и получила имя Этци (или Эци). Останки находились на высоте 3210 метров — их обнажили оттаявшие массы льда. Возраст Этци, согласно радиоуглеродному методу, составляет около 5100-5300 лет. Это самая старая мумия человека из найденных в Европе.

Реконструкция внешнего облика Этци / ©Getty images

Ученые из Австрийской академии наук и Центра исследований изменения климата Ошгера (Швейцария) изучили ледяные керны Альп, собранные на высоте 3500 метров, в 12 километрах от того места, где нашли мумию Этци.

Используя метод радиоуглеродного датирования, специалисты выяснили, что возраст этого льда составляет около 5900 лет. Таким образом, ученые предположили, что в этом регионе было теплее, чем сегодня. Ледники же, вероятно, там начали формироваться примерно в тот же период, в который жил Этци, причем на большой высоте.

А до периода 5900 лет назад лед в Альпах лежал лишь на вершинах более четырех тысяч метров (оледенение в этих местах продолжалось на протяжении всей нынешней геологической эпохи — голоцена, начавшегося около 12 тысяч лет назад). Все, что ниже, — от трех до четырех тысяч метров — могло быть свободно ото льда.

Если же он и был там, то в значительно меньшем количестве, чем сегодня. Ученые выражают обеспокоенность в связи с тем, что подобную геологическую летопись в течение следующих 20 лет невозможно будет «прочитать» из-за скорости таяния льда в Альпах, связанной с глобальным потеплением.

Белый карлик LP 40-365 пережил взрыв сверхновой и оказался выброшен прочь: теперь он на большой скорости устремляется прочь из Галактики и при этом медленно вращается.

Впервые запустить новую российскую межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) «Сармат» могут осенью. Ранее стало известно, что в этом году хотят провести несколько испытаний изделия.

Что такое пыль и насколько она мешает горожанам, жители Апатитов знают не понаслышке. Уровень урбанизации неуклонно возрастает, и проблемы, связанные с качеством воздуха, обостряются с каждым годом. Размеры и концентрация микрочастиц в воздухе – важнейший индикатор его качества, однако причины их высокой токсичности пока изучены слабо. В последние годы пристальное внимание ученые уделяют вопросам изучения микробиома (сообщества микроорганизмов) воздуха, качество которого оказывает прямое воздействие на здоровье человека. Поэтому российские ученые озадачились изучением пыли на городских улицах Москвы и Мурманска.