Ученые рассказали о происхождении «ледяного человека» Эци
14.01.2016

Ученые рассказали о происхождении «ледяного человека» Эци

Ученые выяснили происхождение матери «ледяного человека» Эци. Он и его мать принадлежали к очень ограниченной группе людей, живших в Тирольских Альпах. Сейчас все представители этой группы вымерли.

Эта история началась 19 сентября 1991 года, когда двое туристов нашли в Тирольских Альпах останки человека. Из-за хорошей сохранности тела эксперты первым делом подумали о погибшем альпинисте. Однако вскоре выяснилось, что возраст мумии составляет 5300 лет. «Ледяной человек» погиб примерно в 3300-х годах до н. э., когда ему было приблизительно 45 лет. Для человека, жившего в эпоху неолита, это весьма преклонный возраст. Впрочем, умер Эци не по естественной причине. Он стал жертвой стрелы, которая попала в плечо. Наконечник вошел очень глубоко, и человек не смог его вытянуть.

В 2010 году ученые, работающие под руководством Альберта Цинка (Albert Zink), начали процесс восстановления генома Эци. Выяснилось много интересного. Например, что «ледяной человек» страдал от болезни Лайма, имел предрасположенность к инфаркту и не мог пить молоко из-за того, что у него отсутствовал ген переносимости лактозы. По отцовской линии родственниками Эци были люди, жившие на Сардинии и на побережье Тирренского моря. Сам «ледяной человек» обитал на юге от главного альпийского хребта.

Но оставалась еще одна тайна, которая касалась матери Эци и ее возможных потомков. Теперь была восстановлена митохондриальная ДНК – генетический код, который содержится в митохондриях, «энергостанциях» клетки, передающихся от матери к ребенку вместе с яйцеклеткой. Затем митохондриальная ДНК была сопоставлена с такими же частями генома европейцев (как древних, так и ныне живущих).

Выяснилось, что и Эци, и его мать принадлежали к числу коренных жителей Тирольских Альп. Речь идет о малой замкнутой популяции. Эти люди жили в горах, не покидали своей обители и не смешивались с другими европейцами. Сегодня представители этой группы полностью вымерли.

Описываемые альпийские «горцы» обосновались в европейских горах примерно 5300 лет назад. Одной из причин последующего вымирания представителей популяции исследователи называют произошедшее в бронзовом веке переселение народов.

Интересно, что после извлечения мумии и последующей череды смертей, связанных с ней людей, возникла легенда о «проклятии Эци». Работавшие с «ледяным человеком» погибали по разным причинам, среди которых были как болезни, так и несчастные случаи. Между тем обнаружение мумии стало громким событием, и с ней так или иначе контактировали сотни разных специалистов. И только восемь из них стали жертвами «проклятия».

Космическое ведомство США может в обозримом будущем организовать две миссии, направленные на исследование Венеры, а также полеты к спутникам Юпитера и Нептуна.