• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
24.04.2019
ФизТех
19 784

Евразийская Арктика теряет лед быстрее североамериканской

4.5

Группа российских климатологов при участии сотрудников МФТИ описала механизм сезонной памяти океана. Он объясняет, как циркуляция воздуха в регионе приводит к тому, что в XXI веке льды в евразийской Арктике тают быстрее, чем в американской.

Евразийская Арктика теряет лед быстрее североамериканской – иллюстрация к материалу на Naked Science
Евразийская Арктика теряет лед быстрее североамериканской / ©akspic.ru / Автор: Анастасия Кожевникова

Исследование опубликовано в журнале Atmosphere.

В Арктике глобальное потепление проявляется ярче, чем в других местах на планете. Каждый год лед отступает чуть ближе к Северному полюсу. Сокращение ледяного покрова ведет к еще большему потеплению и, следовательно, дальнейшему таянию льдов.

Этот замкнутый круг объясняется тем, что лед отражает солнечный свет, а вода, наоборот, поглощает и накапливает тепло. По прогнозам климатологов, к концу XXI века в Арктике может не остаться льдов, которые держатся круглый год.

Потеря льда в разных районах Арктики идет разными темпами. По словам исследователей, это объясняется сезонностью. Наблюдения показывают, что с 2000-х годов в евразийской Арктике ледяной покров сокращается даже зимой, а в американской — только летом.

Судно «Академик Трёшников», на котором прошла четвертая экспедиция с участием авторов исследования в 2015 году / ©Елена Хавина / Михаил Варенцов
Судно «Академик Трёшников», на котором прошла четвертая экспедиция с участием авторов исследования в 2015 году / ©Елена Хавина / Михаил Варенцов

«Этот дисбаланс вызван особенностями циркуляции воздушных масс в Арктическом регионе, — объясняет соавтор исследования Михаил Варенцов, климатолог из МГУ, Гидрометцентра России и Института физики атмосферы РАН.

— Во второй половине сентября обычно меньше всего льда. В это время океан активно накапливает тепло от солнца. Но если с полюса или из Гренландии приходит холодный воздух, он забирает часть тепла. И наоборот: поступление теплого воздуха с материка усиливает нагрев океана».

Ученые назвали этот механизм сезонной памятью: зимний ледяной покров зависит от атмосферных условий предыдущим летом. Начиная с 2000-х годов воздушные потоки замедляли летний прогрев океана в американской и ускоряли — в евразийской Арктике. В итоге осенью лед формировался с опозданием в недели и не достигал таких, как прежде, толщины и площади.

Чтобы описать и объяснить климатические изменения в Арктике, исследователи собрали данные о температуре и составе воды на разной глубине, а также о температуре и влажности воздуха, ветре и других характеристиках погоды и климата в двух приполярных районах (рисунок 1).

Рисунок 1. Карта Арктики: розовым цветом заштрихован исследованный район в евразийской Арктике, зеленым — изученный участок на границе между евразийской и североамериканской Арктикой, похожий по условиям на последнюю. Ломаная черная линия показывает примерный маршрут четырех судоходных экспедиций в 2003–2015 годах с участием авторов исследования / ©Елена Хавина / Пресс-служба МФТИ
Рисунок 1. Карта Арктики: розовым цветом заштрихован исследованный район в евразийской Арктике, зеленым — изученный участок на границе между евразийской и североамериканской Арктикой, похожий по условиям на последнюю. Ломаная черная линия показывает примерный маршрут четырех судоходных экспедиций в 2003–2015 годах с участием авторов исследования / ©Елена Хавина / Пресс-служба МФТИ

Измерения сотен параметров проводились во время судоходных экспедиций в августе-сентябре 2003, 2005, 2013 и 2015 годов. Работа велась в рамках масштабного международного проекта NABOS, который изучает климат Арктики с 2002 года.

Помимо прямых наблюдений, коллектив использовал массивы данных, находящихся в свободном доступе, в том числе результаты спутниковых измерений площади ледяного покрова.

«Помимо того, что площадь льдов сокращается, последние 30 лет падает доля многолетнего льда. Это лед, который пережил как минимум одно лето — не растаяв. Он толще и имеет другую структуру по сравнению с однолетним.

Из-за частичного оттаивания летом из льда вытекает вода и уносит растворенные соли. В итоге в многолетних льдах появляются заполненные воздухом поры. Толстый пористый лед лучше изолирует океан от тепла и препятствует нагреву», — отметила соавтор статьи Елена Хавина, аспирантка кафедры термогидромеханики океана МФТИ.

Постепенный переход к сезонному освобождению Арктики от льда, с одной стороны, упрощает хозяйственную деятельность человека. Чем тоньше ледяной покров и чем меньшую площадь он имеет, тем проще судоходство.

В XX веке даже летом по Северному морскому пути суда ходили только в сопровождении ледоколов. Если ледоколы окажутся частично или полностью не нужны, то перевозить грузы станет значительно проще и дешевле.

Авторы исследования. В нижнем ряду — справа налево: Михаил Варенцов, Ирина Репина, Елена Хавина, Татьяна Матвеева, Анастасия Кессель. Сзади: Василий Полкин, Владимир Алексеев / ©Михаил Варенцов
Авторы исследования. В нижнем ряду — справа налево: Михаил Варенцов, Ирина Репина, Елена Хавина, Татьяна Матвеева, Анастасия Кессель. Сзади: Василий Полкин, Владимир Алексеев / ©Михаил Варенцов

В то же время изменение климата нарушает баланс экосистемы. Например, белым медведям и тюленям лед нужен для отдыха и охоты. А планктон при нагреве верхнего слоя океана может начать бесконтрольно размножаться.

В исследовании участвовали ученые из Московского физико-технического института, Арктического и антарктического научно-исследовательского института в Санкт-Петербурге, МГУ, Института физики атмосферы имени А. М. Обухова РАН, Гидрометцентра России, Института географии РАН.

Исследование было бы невозможно без международного научного проекта NABOS, который финансируется Национальным научным фондом и Национальным управлением океанических и атмосферных исследований США, а также без поддержки Российского фонда фундаментальных исследований и Министерства науки и высшего образования России.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет), известен также как Физтех — ведущий российский вуз по подготовке специалистов в области теоретической, экспериментальной и прикладной физики, математики, информатики, химии, биологии и смежных дисциплин. Расположен в городе Долгопрудном Московской области, отдельные корпуса и факультеты находятся в Жуковском и в Москве.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 12:57
Юлия Трепалина

После тяжелого эмоционального потрясения, например развода или потери близкого человека, у некоторых людей может возникать кардиомиопатия такоцубо, также известная как стрессовая кардиомиопатия, или «синдромом разбитого сердца». Хотя это состояние, напоминающее симптомами сердечный приступ, чаще встречается у женщин, новое исследование показало, что для мужчин оно вдвое смертоноснее.

Позавчера, 11:15
РНФ

Ученые описали новый для науки вид пескарей из бассейна реки Урал и потому назвали его Gobio uralensis. Оказалось, что этот вид по внешним признакам (морфологии) наиболее близок к волжскому пескарю, обитающему на территории Европейской части России, а генетически — к маркакольскому, населяющему реки Казахстана и Китая. Это может говорить о том, что уральский пескарь появился в далеком прошлом в результате гибридизации европейских и азиатских линий пескарей.

Вчера, 20:59
Татьяна

В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.

11 мая
Редакция Naked Science

Мохаммад Х. Аттаран (Mohammad H. Attaran) — концепт-дизайнер и цифровой художник, работающий в Великобритании. В своих проектах он сочетает эстетику научной фантастики с элементами, вдохновлёнными природой, особенно анатомией насекомых. Его машины, мехи и транспортные средства выглядят одновременно инопланетно и инженерно достоверно. Ну или почти.

9 мая
Татьяна

Исследуя генетическое происхождение мужского населения Нидерландов, ученые заметили географические особенности распределения гаплогрупп. Теперь, чтобы их объяснить, проанализировали Y-хромосомы сотен человек, начиная с раннего Средневековья, в сравнении с геномами современного населения страны. Авторы рассчитывали обнаружить непрерывность популяций, однако столкнулись с неожиданными сложностями.

13 мая
Полина Меньшова

Когда пальцы долго находятся в воде, кожа на них начинает морщиться. Из-за чего и по какому принципу это происходит, долгое время известно не было. Однако специалисты по биомедицине из США нашли ответы на оба вопроса.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

6 мая
Березин Александр

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

2 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно