01.04.2021
2 362

В Антарктиде обнаружили следы падения метеорита 430 тысяч лет назад

5.2

Крошечные черные частицы, собранные в горах Восточной Антарктиды, рассказали ученым о падении на Землю метеорита: само небесное тело не достигло поверхности планеты, превратившись в струю расплавленного и испаренного материала на подлете к ней.

Падение метеорита на Антарктиду
Метеорит над Антарктидой в представлении художника / © Flickr

Мелкие метеориты, стремящиеся к Земле, выглядят как падающие «звезды» и успевают сгореть, не долетая до планеты. Более крупные — наподобие челябинского болида — разрываются в полете и выглядят как огненные шары, а самые массивные способны достичь поверхности Земли. Считается, что «воздушные взрывы» метеоритов происходят чаще, чем падения, в результате которых остаются огромные кратеры — чашеобразное или воронкообразное углубление. Однако идентифицировать взрывы при вхождении небесного тела в более толстую часть атмосферы намного сложнее, поскольку они оставляют мало свидетельств в геологической летописи: тем не менее их поиск остается критически важным для понимания истории столкновений с Землей и оценки последствий.

Но международной группе ученых, возглавляемой доктором Матиасом ван Гиннекеном из Университета Брюсселя (Бельгия), удалось обнаружить на вершине Валнумфьеллет в раойне гор Сер-Рондане в Восточной Антарктиде следы падения метеорита на малой высоте 430 тысяч лет назад. Они собрали 17 крошечных круглых черных частиц менее миллиметра в диаметре, напоминающих космические сферулы S-типа, состоящие в основном из оливина, второстепенной железной шпинели и межузельного стекла.

Магматические частицы имеют темно-черный цвет и от округлой до идеально сферической формы. Около половины представляют собой шарики, состоящие из двух или более сросшихся шариков / © M. Van Ginneken et al.

Метеорит взорвался в небе, на подлете к Земле, отправив огненный шар испаренного внеземного материала на ледяную поверхность. Исследование опубликовано в журнале Science Advances.

Хондритовый состав основных и микроэлементов, а также высокое содержание никеля позволяют предположить, что частицы имеют внеземное происхождение. Ученые сравнили их с аналогичными частицами, обнаруженными в ледяных кернах. Численное моделирование распределения и плотности сферул показало, что по размерам метеорит достигал 100-150 метров. Учитывая уникальные изотопные сигнатуры кислорода, исследователи установили, что частицы взаимодействовали с кислородом ледникового покрова во время их образования в ударном шлейфе.

Сканирующие изображения частиц в обратном рассеянии электронов — метод микроструктурно- кристаллографической характеризации на основе сканирующего электронного микроскопа, обычно используемый при изучении кристаллических или поликристаллических материалов / © M. Van Ginneken et al.

По мнению авторов работы, описываемое ими событие возымело бы более опасные последствия, чем падение Тунгусского метеорита в начале ХХ века или челябинского в 2013 году, если бы произошло над густонаселенным районом. Поэтому важно верно оценивать угрозу падения небесных тел среднего размера, ведь есть риск, что это окажется разрушительным на большой площади, соответствующей зоне взаимодействия струи расплавленного материала с поверхностью Земли.