01.04.2021
1 921

Ученые смогли уловить и идентифицировать свободнолетающую ДНК

5.9

Британские биологи показали, что ДНК можно извлечь из воздуха и по ней определить присутствие тех или иных грызунов в норе, летучих мышей в пещере или людей в комнате.

©Tim Evanson, Flickr

Для поиска новых организмов и изучения уже известных, для экологических и генетических исследований больше десятилетия применяют анализ ДНК, выделенной из окружающей среды (Environmental DNA, eDNA) — из почвы, воды, снега и даже смолы деревьев. Элизабет Клэр (Elizabeth Clare) и ее коллеги из Лондонского университета королевы Марии научились собирать и секвенировать ДНК прямо из воздуха, пропуская его сквозь фильтры.

Анализ этой «воздушной» ДНК поможет обнаружить близкое или недавнее присутствие различных растений или животных. А возможно, в будущем он позволит идентифицировать и личность недавно прошедшего по коридору человека, став новым удивительным инструментом в руках криминалистов — и очередной проблемой для конфиденциальности остальных людей. А пока о новой технологии рассказывается в статье, опубликованной в журнале PeerJ.

©PeerJ

Для своих экспериментов авторы устроили в лаборатории разветвленную сеть тоннелей и камер — искусственную нору для голых землекопов — и запустили внутрь животных. К одному из выходов норы был подсоединен насос, прогонявший воздух сквозь влажный фильтр, который обычно используют для выделения ДНК из морской воды. С воздухом он тоже справился, задерживая и мелкие частицы, и летучие вещества. Проанализировав собранный материал, ученые определили видовую принадлежность животных в норе.

Окружающий нас воздух Элизабет Клэр сравнивает с супом, в котором плавают пылинки, пыль и фрагменты ДНК. Пока технология недостаточно чувствительна для выделения и обнаружения ДНК на любой открытой местности. Она нуждается в ограниченном пространстве и требует прокачивания через фильтры больших объемов воздуха, набирая достаточные количества ДНК для анализа.

Тем не менее обыкновенного жилого помещения будет достаточно, что и продемонстрировали ученые. Успешно обнаружив ДНК голых землекопов в воздухе норы, они расширили эксперимент на всю свою лабораторию. Прокачав сквозь фильтры достаточное количество воздуха, авторы исследования получили и идентифицировали собственную — человеческую — ДНК. Метод работает, и в будущем анализ таких данных позволит лучше понять жизнь не только голых землекопов, но и муравьев, и термитов, и, конечно, летучих мышей — животных, которые в последние годы стали играть в нашей жизни особенную роль.