• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
23.01.2024, 16:45
Александр Березин
32
4 356

В России заявили о разработке космоплана для полета на орбитальную станцию РОС

❋ 3.8

Генеральный конструктор РКК «Энергия», академик РАН Владимир Соловьев, заявил на проходящих Королевских чтениях о разработке в России космоплана «для получения новых качеств системы транспортно-технического обеспечения РОС», то есть российской орбитальной станции. Предполагаемая конструкция вызывает большие сомнения с технической точки зрения.

Владимир Соловьев / © ТАСС / Автор: Никита Тарасов

Прорабатываемый космоплан «представляет собой летательный аппарат с композитным планером типа „несущий корпус“ с отклоняемым стреловидным V-образным крылом», заявил Соловьев. Что такое «несущий корпус» — неизвестно. Возможно, академик оговорился и имел в виду реально существующее в аэродинамике понятие «несущий фюзеляж» (то есть фюзеляж, частично берущий на себя функции крыла по созданию подъемной силы в атмосфере). Утверждается, что на орбиту его сможет выводить ракета-носитель среднего класса «Ангара».

Согласно иллюстрациям, представленным на чтениях, речь идет о компактном аппарате на четырех членов экипажа, с полезной нагрузкой в 1,8 тонны, причем 1,0 тонны из нее — масса топлива, с помощью которого космоплан должен маневрировать уже после выхода на орбиту. Двигателем у него должен быть кислород-керосиновый РД-0109 или аналог.

Среди преимуществ конструкции называют ее многоразовость, отсутствие необходимости в поисково-спасательной операции для возвращающихся на Землю космонавтов. Последнее обеспечивается возможностью посадки космоплана на аэродромах — за счет маневра в бок от средней траектории на дальность до 1500 километров. Кроме того, отмечается, что перегрузки для космоплана не превысят 1,5g — это меньше, чем на пилотируемых сегодня кораблях «Роскосмоса» (до двух раз). В теории такое должно привлекать космических туристов.

Озвученный проект космоплана производит странное впечатление. Технического и экономического смысла в современных условиях в нем нет. Доставляемая на орбиту полезная нагрузка (0,8 тонны, уровень корабля «Орел») и пассажировместимость имеют смысл на фоне современных пилотируемых космических кораблей, но явно несопоставимы с тоже многоразовым Starship, активно разрабатываемым в США. Тот сможет доставлять до 100 тонн полезной нагрузки на околоземную орбиту), брать на борт до 100 человек и до 40 человек в полеты дальше системы Земля — Луна. Ясно и то, что стоимость полетов у него будет много ниже, чем у системы «„Ангара“ — космоплан», о которой рассказал Соловьев.

Параметры планируемого космоплана, показанные на Королевских чтениях / © РИА Новости

Ключевые технические проблемы, делающие космоплан сомнительным решением, не изменились со времен «шаттлов»: им требуются крылья, отягощающие конструкцию большой «мертвой массой». В силу этого космоплан, который выходил бы в космос самостоятельно, был бы циклопически большим и дорогим. Поэтому на практике значительную часть тяги на взлете им должны обеспечивать мощные разгонные блоки, которые сами крыльями обладать не будут (иначе, опять же, их масса выйдет слишком большой). Спасать разгонные блоки (или заменяющую их ракету типа «Ангары») без крыльев на деле можно только по методу SpaceX — то есть посадкой на хвост.

Ракета «Ангара» формально заявлена как имеющая многоразовые модули: глава «Роскосмоса» Юрий Борисов ранее сообщил о способности ее универсальных ракетных модулей выдерживать десятикратное использование. Действительно, о намерении переделать «Ангару» в многоразовую, садящуюся на стартовую платформу в море (по образцу Falcon 9 от SpaceX), в отечественной космической отрасли открыто говорят с 2020 года. Причем сегодня, 23 января 2024 года, главный конструктор НПО «Энергомаш» Петр Левочкин повторил этот тезис, утверждая, что у «Ангары-А5» будет многоразовость нижних ступеней на уровне примерно десятка (как несколько лет назад уже получилось у Falcon 9).

Однако с технической точки зрения этот проект сомнителен: такая переделка займет несколько лет, то есть закончится как раз ко времени, когда российская космическая отрасль неизбежно начнет копировать уже Starship — следующее поколение ракет SpaceX. Какой тогда смысл в этой переделке и проектировании космоплана для российской орбитальной станции — неясно.

В то же время отметим, что пока речь о космоплане только зашла. Период, необходимый на его эскизное проектирование, явно будет больше, чем время, которое потребуется SpaceX для первого полноценного орбитального полета Starship. На его фоне на новый космоплан и многоразовую версию «Ангары» могут и не выделить средств, что было бы оптимальным вариантом развития событий.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Заместитель главного редактора Naked Science. Автор специализируется на популяризации в области истории, космологии, астрономии, медицины, климата, макроэкономики и техники. Лауреат премии «Научный журналист года-2021».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
18 июля, 12:44
ПНИПУ

Борщевик занимает почти 300 тысяч гектаров в 39 регионах России. Известно о 12 нижегородцах, восьми петербуржцах и двух москвичах, пострадавших от вредителя этим летом. У некоторых ожоги составляют от 30 до 80% тела. На этой неделе Госдума приняла закон и обязала землевладельцев бороться с этим опасным растением. Но, помимо борщевика, есть и другие часто встречающиеся и почти настолько же токсичные представители флоры, о которых мы почти ничего не знаем. Ученые Пермского Политеха рассказали, можно ли прикасаться к борщевику ночью, как безобидный ландыш может привести к летальному исходу, а чистотел к отказу почек, и что будет если съесть мед, собранный с ядовитых растений.

18 июля, 11:48
Юлия Тарасова

Не секрет, что занятия спортом под музыку приятнее и помогают повысить продуктивность тренировок. В новом исследовании итальянские ученые на примере силовых упражнений показали, какая именно музыка лучше подходит для таких целей.

17 июля, 11:00
Сеченовский Университет

Ученые Сеченовского Университета совместно с коллегами из Китая, Бразилии и США провели критический анализ лабораторных данных о взаимодействии селена с одним из самых опасных грибковых метаболитов — токсином Т-2, который может содержаться в зерновых продуктах. Они выяснили, посредством каких механизмов дефицит селена усиливает разрушительное воздействие токсина на организм в целом, и хрящевую ткань в частности, что может быть напрямую связано с развитием болезни Кашина-Бека — тяжелой артропатии, характерной для регионов с селенодефицитной почвой и зараженным зерном.

18 июля, 12:44
ПНИПУ

Борщевик занимает почти 300 тысяч гектаров в 39 регионах России. Известно о 12 нижегородцах, восьми петербуржцах и двух москвичах, пострадавших от вредителя этим летом. У некоторых ожоги составляют от 30 до 80% тела. На этой неделе Госдума приняла закон и обязала землевладельцев бороться с этим опасным растением. Но, помимо борщевика, есть и другие часто встречающиеся и почти настолько же токсичные представители флоры, о которых мы почти ничего не знаем. Ученые Пермского Политеха рассказали, можно ли прикасаться к борщевику ночью, как безобидный ландыш может привести к летальному исходу, а чистотел к отказу почек, и что будет если съесть мед, собранный с ядовитых растений.

17 июля, 08:40
Игорь Байдов

Используя образцы, собранные миссией «Чанъэ-5», китайские ученые нашли способ извлекать воду из лунного грунта и перерабатывать выдыхаемый астронавтами углекислый газ. Это делается за счет небольшого устройства, работающего на солнечной энергии. Авторы нового исследования уверены: в будущем их прибор сможет обеспечить лунные поселения водой, кислородом и топливом.

18 июля, 11:48
Юлия Тарасова

Не секрет, что занятия спортом под музыку приятнее и помогают повысить продуктивность тренировок. В новом исследовании итальянские ученые на примере силовых упражнений показали, какая именно музыка лучше подходит для таких целей.

25 июня, 15:19
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

2 июля, 11:17
Юлия Тарасова

Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.

12 июля, 22:10
Редакция Naked Science

Лето 2025 обещает насыщенную линейку научно-фантастических сериалов на ведущих стриминговых платформах. От адаптаций культовых романов до масштабных космических одиссей — мы отобрали проекты, на которые стоит обратить внимание.

[miniorange_social_login]

Комментарии

32 Комментариев
Зачем снова выдумывать и изобретать велосипед? Это я про космоплан для доставки космонавтов и грузов на новую космическую станцию! Есть же идея, расчеты, действующая модель установки с Квантовым Двигателем Владимира Леонова, который в 500 раз больше изначально может поднять груз на станцию, за несколько ДНЕЙ доставить космонавтов на Марс и обратно, за несколько часов на Луну и обратно! Дурдом в России в том, что нынешняя система управления бездумно тратит деньги, как перед апокалипсисом! Откаты, нечаянная коррупция, клановость.... Вот то, что губит в России и науку, и социальное обеспечение, и уровень жизни, и технологическое движение вперед самой страны!
Ivan Davydenko
24.01.2024
-
0
+
Комментарий удален пользователем или модератором...
    -
    0
    +
    Ivan, по крайней мере это не киевский "Сiч-2" с технологиями 60-летней давности, а большие ракеты нужны, никуда не денешься: без них только спускаемые аппараты можно выводить, а сейчас нужны будут целые секции, вместе с буксирами для перемещений
-
0
+
Роскосмос продолжает разрабатывать новые модели пейджеров. Смело!
Яков
24.01.2024
-
0
+
Ангару строят уже 30 лет. Многоразовые блоки будут доводить до ума еще столько же, если вообще начнут. История Роскосмоса с его начала, впечатляет только скандалами на стройках и постоянным переносом сроков. Много говорится о планах и очень мало о том что сделано как планировалось. В общем я разочаровался. Хотел бы видеть новости о достижениях, а не о мечтах. Изображения космоплана очень похожи на проект Спираль СССР, как бы не с чертежей срисовали. Не верю что реально что то делают.
-
0
+
Сверху потребовали в короткие сроки многоразовый вариант ну эти и прикрутили старый космоплан - авось прокатит. Смысла в этом нет никакого чисто для презентаций.
    Иван Колупаев, так а что в этом плохого: «Среди преимуществ конструкции называют ее многоразовость, отсутствие необходимости в поисково-спасательной операции для возвращающихся на Землю космонавтов. Последнее обеспечивается возможностью посадки космоплана на аэродромах — за счет маневра в бок от средней траектории на дальность до 1500 километров. Кроме того, отмечается, что перегрузки для космоплана не превысят 1,5g — это меньше, чем на пилотируемых сегодня кораблях «Роскосмоса» (до двух раз). В теории такое должно привлекать космических туристов.» ?
    -
    0
    +
    Иван Ко, может и так, но скорей всего нужна какая-то полезная нагрузка для испытаний "Ангары", и заодно навигацию обкатать собственной выделки: другое объйснение найти сложновато: проект явно устаревший и смысла кроме "катать туристов до аэродрома" вроде бы не имеющий. на моё имхо, Рф гораздо больше нуждается в постоянном орбитальном буксире, даже необязательно ядерном, с возможностью дозаправки и обслуживания, и возвращаемых капсулах(!), которые с него можно будет высаживать на имеющие атмосферу планеты (чтоб парашют раскрылся)
-
2
+
Комментарий удален пользователем или модератором...
Serjo Djachkowski
23.01.2024
-
2
+
Сначала будет концепция потом в 2035 или 2040 эта концепция будет пересмотрена. См Dream Chazer, New Glenn, Starship, Neutron. https://ru.wikipedia.org/wiki/Dream_Chaser. Тут интересно про Амур СПГ который только в 2028 полетит (сдвиг 2030_2032 поздно начали заниматься метановыми двигателями). Уже будет куча ракет от Neutron, Terran R, New Glenn, Starship и китайской многоразовой метановой ракетой 100-150 тонн.
это же Флиппер!! разработка времен совка!.. тогда его завернули, потому, что был уродливее Шатла.... а теперь раскопали и выдали за современную разработку)))) как и все, что делает эта власть... точнее не делает, а ворует))
Уже столько было этих PowerPoint проектов в российской космонавтике, что даже неприлично про них говорить. Про Клипер кто-нибудь помнит ещё? Нет, только когда появляется реальное железо, то можно что-то обсуждать. Например для Союз-5 я видел фотографии с баками первой ступени, поэтому это тема для обсуждения, а вот эти веселые картинки увы нет.
Гипотетически может и «взлетель». Старшип, пока что ещё - теория, и не известно когда войдёт «в массы». У Роскосмоса нет столько миллиардов $ , частных подрядчиков и времени на непроверенные решения. Ракеты классической компоновки летают со времён «Востока», шаттлы тоже летали и у нас и американцев. Значит и Ангара с этим космопланом гарантированно полетит (если, конечно, никто не накосячит=). + всего лишь1,5g перегрузки - это огромное преимущество! Список богатеньких буратин, могущих себе позволить такое путешествие, должен значительно удлиниться8-)
Аппарат серии БОР.
-
1
+
Комментарий удален пользователем или модератором...
-
0
+
Комментарий удален пользователем или модератором...
-
0
+
это ваше субъективное и в значительной степени уже немецкое мнение
-
0
+
Affidavit, мне проще удалить предыдущий комент; и тогда читатели будут в ощущении, что там как минимум набор труднопереводимых с диалекта матюков; в шашечки играете? или только лит-ра?
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно