• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
23.01.2024, 16:45
Александр Березин
24
4,4 тыс

В России заявили о разработке космоплана для полета на орбитальную станцию РОС

❋ 3.8

Генеральный конструктор РКК «Энергия», академик РАН Владимир Соловьев, заявил на проходящих Королевских чтениях о разработке в России космоплана «для получения новых качеств системы транспортно-технического обеспечения РОС», то есть российской орбитальной станции. Предполагаемая конструкция вызывает большие сомнения с технической точки зрения.

Владимир Соловьев / © ТАСС / Автор: Никита Тарасов

Прорабатываемый космоплан «представляет собой летательный аппарат с композитным планером типа „несущий корпус“ с отклоняемым стреловидным V-образным крылом», заявил Соловьев. Что такое «несущий корпус» — неизвестно. Возможно, академик оговорился и имел в виду реально существующее в аэродинамике понятие «несущий фюзеляж» (то есть фюзеляж, частично берущий на себя функции крыла по созданию подъемной силы в атмосфере). Утверждается, что на орбиту его сможет выводить ракета-носитель среднего класса «Ангара».

Согласно иллюстрациям, представленным на чтениях, речь идет о компактном аппарате на четырех членов экипажа, с полезной нагрузкой в 1,8 тонны, причем 1,0 тонны из нее — масса топлива, с помощью которого космоплан должен маневрировать уже после выхода на орбиту. Двигателем у него должен быть кислород-керосиновый РД-0109 или аналог.

Среди преимуществ конструкции называют ее многоразовость, отсутствие необходимости в поисково-спасательной операции для возвращающихся на Землю космонавтов. Последнее обеспечивается возможностью посадки космоплана на аэродромах — за счет маневра в бок от средней траектории на дальность до 1500 километров. Кроме того, отмечается, что перегрузки для космоплана не превысят 1,5g — это меньше, чем на пилотируемых сегодня кораблях «Роскосмоса» (до двух раз). В теории такое должно привлекать космических туристов.

Озвученный проект космоплана производит странное впечатление. Технического и экономического смысла в современных условиях в нем нет. Доставляемая на орбиту полезная нагрузка (0,8 тонны, уровень корабля «Орел») и пассажировместимость имеют смысл на фоне современных пилотируемых космических кораблей, но явно несопоставимы с тоже многоразовым Starship, активно разрабатываемым в США. Тот сможет доставлять до 100 тонн полезной нагрузки на околоземную орбиту), брать на борт до 100 человек и до 40 человек в полеты дальше системы Земля — Луна. Ясно и то, что стоимость полетов у него будет много ниже, чем у системы «„Ангара“ — космоплан», о которой рассказал Соловьев.

Параметры планируемого космоплана, показанные на Королевских чтениях / © РИА Новости

Ключевые технические проблемы, делающие космоплан сомнительным решением, не изменились со времен «шаттлов»: им требуются крылья, отягощающие конструкцию большой «мертвой массой». В силу этого космоплан, который выходил бы в космос самостоятельно, был бы циклопически большим и дорогим. Поэтому на практике значительную часть тяги на взлете им должны обеспечивать мощные разгонные блоки, которые сами крыльями обладать не будут (иначе, опять же, их масса выйдет слишком большой). Спасать разгонные блоки (или заменяющую их ракету типа «Ангары») без крыльев на деле можно только по методу SpaceX — то есть посадкой на хвост.

Ракета «Ангара» формально заявлена как имеющая многоразовые модули: глава «Роскосмоса» Юрий Борисов ранее сообщил о способности ее универсальных ракетных модулей выдерживать десятикратное использование. Действительно, о намерении переделать «Ангару» в многоразовую, садящуюся на стартовую платформу в море (по образцу Falcon 9 от SpaceX), в отечественной космической отрасли открыто говорят с 2020 года. Причем сегодня, 23 января 2024 года, главный конструктор НПО «Энергомаш» Петр Левочкин повторил этот тезис, утверждая, что у «Ангары-А5» будет многоразовость нижних ступеней на уровне примерно десятка (как несколько лет назад уже получилось у Falcon 9).

Однако с технической точки зрения этот проект сомнителен: такая переделка займет несколько лет, то есть закончится как раз ко времени, когда российская космическая отрасль неизбежно начнет копировать уже Starship — следующее поколение ракет SpaceX. Какой тогда смысл в этой переделке и проектировании космоплана для российской орбитальной станции — неясно.

В то же время отметим, что пока речь о космоплане только зашла. Период, необходимый на его эскизное проектирование, явно будет больше, чем время, которое потребуется SpaceX для первого полноценного орбитального полета Starship. На его фоне на новый космоплан и многоразовую версию «Ангары» могут и не выделить средств, что было бы оптимальным вариантом развития событий.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
15 декабря, 08:10
Любовь С.

В конце 2025 года Национальные академии наук, инженерии и медицины США представили доклад, посвященный будущим пилотируемым миссиям к Марсу. В документе подробно описаны причины, по которым людям стоит отправиться на Красную планету, а также технологии, способные приблизить человечество к первой высадке.

13 декабря, 14:51
Игорь Байдов

На Красной планете ученые нашли предполагаемую «каменную летопись» древних приливов. Эту запись могла оставить не существующая сегодня сила — гравитация луны, которая когда-то красовалась в марсианском небе и управляла «ритмом» морей.

15 декабря, 11:02
Игорь Байдов

Акведуки, дороги, бани и города, которые римляне построили на оккупированных территориях, часто воспринимаются историками как символ прогресса. Но археологические раскопки, проведенные учеными из Великобритании, открыли обратную, мрачную сторону этого «развития». Оказалось, римское владычество на несколько поколений подорвало здоровье местного населения, особенно тех, кто жил в административных центрах. Исследователи увидели эту печальную картину в костях наиболее уязвимых групп населения — женщин и детей, которые первыми реагируют на ухудшение условий жизни.

15 декабря, 08:10
Любовь С.

В конце 2025 года Национальные академии наук, инженерии и медицины США представили доклад, посвященный будущим пилотируемым миссиям к Марсу. В документе подробно описаны причины, по которым людям стоит отправиться на Красную планету, а также технологии, способные приблизить человечество к первой высадке.

12 декабря, 13:48
Игорь Байдов

У побережья Канады морские биологи стали свидетелями необычного случая. Косатки и дельфины объединили свои силы, чтобы вместе охотиться на тихоокеанского лосося. Они погружались в темные глубины, а после удачной охоты делились пищей. Это первое задокументированное охотничье сотрудничество между двумя видами морских млекопитающих.

13 декабря, 14:51
Игорь Байдов

На Красной планете ученые нашли предполагаемую «каменную летопись» древних приливов. Эту запись могла оставить не существующая сегодня сила — гравитация луны, которая когда-то красовалась в марсианском небе и управляла «ритмом» морей.

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

29 ноября, 12:42
Александр Березин

Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?

27 ноября, 20:20
Максим Абдулаев

Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.

[miniorange_social_login]

Комментарии

24 Комментариев
Зачем снова выдумывать и изобретать велосипед? Это я про космоплан для доставки космонавтов и грузов на новую космическую станцию! Есть же идея, расчеты, действующая модель установки с Квантовым Двигателем Владимира Леонова, который в 500 раз больше изначально может поднять груз на станцию, за несколько ДНЕЙ доставить космонавтов на Марс и обратно, за несколько часов на Луну и обратно! Дурдом в России в том, что нынешняя система управления бездумно тратит деньги, как перед апокалипсисом! Откаты, нечаянная коррупция, клановость.... Вот то, что губит в России и науку, и социальное обеспечение, и уровень жизни, и технологическое движение вперед самой страны!
Ivan Davydenko
24.01.2024
-
0
+
Комментарий удален пользователем или модератором...
-
0
+
Роскосмос продолжает разрабатывать новые модели пейджеров. Смело!
Яков
24.01.2024
-
0
+
Ангару строят уже 30 лет. Многоразовые блоки будут доводить до ума еще столько же, если вообще начнут. История Роскосмоса с его начала, впечатляет только скандалами на стройках и постоянным переносом сроков. Много говорится о планах и очень мало о том что сделано как планировалось. В общем я разочаровался. Хотел бы видеть новости о достижениях, а не о мечтах. Изображения космоплана очень похожи на проект Спираль СССР, как бы не с чертежей срисовали. Не верю что реально что то делают.
Сверху потребовали в короткие сроки многоразовый вариант ну эти и прикрутили старый космоплан - авось прокатит. Смысла в этом нет никакого чисто для презентаций.
    Иван Колупаев, так а что в этом плохого: «Среди преимуществ конструкции называют ее многоразовость, отсутствие необходимости в поисково-спасательной операции для возвращающихся на Землю космонавтов. Последнее обеспечивается возможностью посадки космоплана на аэродромах — за счет маневра в бок от средней траектории на дальность до 1500 километров. Кроме того, отмечается, что перегрузки для космоплана не превысят 1,5g — это меньше, чем на пилотируемых сегодня кораблях «Роскосмоса» (до двух раз). В теории такое должно привлекать космических туристов.» ?
Комментарий удален пользователем или модератором...
-
2
+
Сначала будет концепция потом в 2035 или 2040 эта концепция будет пересмотрена. См Dream Chazer, New Glenn, Starship, Neutron. https://ru.wikipedia.org/wiki/Dream_Chaser. Тут интересно про Амур СПГ который только в 2028 полетит (сдвиг 2030_2032 поздно начали заниматься метановыми двигателями). Уже будет куча ракет от Neutron, Terran R, New Glenn, Starship и китайской многоразовой метановой ракетой 100-150 тонн.
это же Флиппер!! разработка времен совка!.. тогда его завернули, потому, что был уродливее Шатла.... а теперь раскопали и выдали за современную разработку)))) как и все, что делает эта власть... точнее не делает, а ворует))
    Бор-4. Основа "Ураган-Энергии"
    -
    1
    +
    Алиса Горностаева, вот не надо на СССР, Россия ни одного космического корабля после 1989 дальше земной орбиты не запустила. Фобос 1, и Фобос 2 аппараты последние аппараты СССР которые покинули земную орбиту.
    +
      ещё комментарии
      Serjo Djachkowski, да что, серьёзно не запустила? А как же Спектр-РГ?
        -
        1
        +
        Андрей Степанов, да Спектр РГ соглашусь. Но к Марсу, Луне, Венере и далёким планетам мы не летали за историю России которая 33 года и возможно не полетим. Максимум лунная орбита и точка Лагранжа. Индусы в этом году запускают 2 аппарат на Марс Андрей.Про аппарат типа Бора или Спирали хорошо если сделают. Из того что сделали это "Ангара". Чисто российских разработок которые воплотились в железо я не вижу. Есть куча концепций, слайдов, говорильни, круглых столов " Сколково". Нет только одного проект 001 запущен в серию в срок. Есть куча отговорок. Типа концепция поменялась, нет радиационно стойкой микроэлектроники, Выполняется цикл работ НИОКР для восстановления технологий.Нет сварщика который может варить условно в аргоне. Хотелось бы верить в чудо.
Уже столько было этих PowerPoint проектов в российской космонавтике, что даже неприлично про них говорить. Про Клипер кто-нибудь помнит ещё? Нет, только когда появляется реальное железо, то можно что-то обсуждать. Например для Союз-5 я видел фотографии с баками первой ступени, поэтому это тема для обсуждения, а вот эти веселые картинки увы нет.
Гипотетически может и «взлетель». Старшип, пока что ещё - теория, и не известно когда войдёт «в массы». У Роскосмоса нет столько миллиардов $ , частных подрядчиков и времени на непроверенные решения. Ракеты классической компоновки летают со времён «Востока», шаттлы тоже летали и у нас и американцев. Значит и Ангара с этим космопланом гарантированно полетит (если, конечно, никто не накосячит=). + всего лишь1,5g перегрузки - это огромное преимущество! Список богатеньких буратин, могущих себе позволить такое путешествие, должен значительно удлиниться8-)
Аппарат серии БОР.
Комментарий удален пользователем или модератором...
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно