Эксперты о квантовых компьютерах
06.06.2019

На низкой околоземной орбите успешно отработал «рой» из 105 фемтоспутников

Американские ученые отчитались о работе орбитального «роя» более чем из сотни микроскопических спутников ChipSats.

picosat0

Успешный запуск сразу 60 спутников будущей глобальной системы коммуникаций Starlink ознаменовал начало практического применения «роев» космических аппаратов, состоящих из сотен и тысяч сравнительно простых узлов. Не менее впечатляющего успеха в этом добилась команда американского профессора Мейсона Пека (Mason Peck), главы Space Systems Design Studio в Корнеллском университете. По сообщению пресс-службы вуза, недавно разработчикам удалось установить контакт с сотней миниатюрных спутников, доставленных на орбиту еще три месяца назад.

Аппараты Sprite ChipSats весят всего по четыре грамма, что позволяет отнести их к самой миниатюрной категории «фемтоспутников» (для сравнения, масса спутников проекта Starlink составляет более 220 килограммов). Еще в ноябре 2018 года они были доставлены на борт МКС ракетой Cygnus NG-10, в небольшой «коробке» Kicksat-2. Эта система выведения на спутниковой платформе CubeSat отправилась в свободный полет 18 марта и на высоте около 300 километров рассеяла все 105 аппаратов ChipSats. Фемтоспутники оставались в полете несколько дней, пока ученые проверяли их работу, после чего сгорели в земной атмосфере.

©spaceborne

Проект разрабатывается еще с 2011 года. Каждый из запущенных прототипов весит около четырех граммов и имеет форму небольшого плоского прямоугольника размерами 1,4 х 3,5 сантиметра. По сути, это устойчивая к воздействию факторов космического пространства «голая» электронная плата, несущая несколько датчиков и систему ближней связи, которая передает телеметрию и прочие данные короткими импульсами на волне 400 МГц.

Мощностью ChipSats не отличаются, но их задача иная — впервые продемонстрировать работу «орбитального роя» космических аппаратов. Ученым действительно удалось получить с них сигнал, за полетом проследили и некоторые любители космонавтики. Вообще, стоимость каждого миниатюрного спутника не превышает 100 долларов, однако их оказалось так много, что за помощью в реализации проекта разработчикам пришлось обратиться к энтузиастам.

Нужную для производства и запуска сумму удалось собрать с помощью краудфандинговой платформы Kickstarter. Люди, вложившие в проект достаточно средств, могли получить с одного из ChipSats и собственный «кастомизированный» сигнал. «Задачей “спрайтов” на KickSat-2 была демонстрация базовых функций, включая связь без нарушения коммуникаций других спутников, — говорит Мейсон Пек. Следующее поколение аппаратов будет иметь GPS-датчики, сможет измерять поведение атмосферы, магнитных полей и так далее».