Гендиректор РКК «Энергия» заявил, что «лифт» на Луну могут сделать частично многоразовым — Naked Science

Руководитель одного из главных предприятий российской космической промышленности поделился подробностями насчет концепции «лифта» на Луну, о планах по созданию которого в конце 2019 года заявил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин.

Космический лифт в представлении художника / © Getty Images

Проект российского космического лифта, который соединил бы окололунную станцию со спутником Земли, может предполагать, что модуль для транспортировки грузов сделают частично многоразовым. Об этом в интервью ТАСС рассказал Николай Севастьянов, генеральный директор ракетно-космической компании “Энергия” (входит в госкорпорацию “Роскосмос”) — головного предприятия, занимающегося производством космических кораблей, и оператора российского сегмента МКС.

“Если будет создана окололунная станция, то взлетно-посадочный комплекс может иметь частично многоразовую основу. Космонавты будут прилетать на станцию, пересаживаться в лунный взлетно-посадочный комплекс, совершать посадку на Луну, работать нужное время и взлетать, стыковаться со станцией, чтобы затем пересесть на корабль “Орел” и вернуться на Землю. Это и есть основная идея “лифта”, о котором говорил наш руководитель”, — отметил Севастьянов.

Глава компании также сообщил, что российская лунная программа должна быть реализована до 2040 года, в то же время решение об участии России в проекте по созданию окололунной обитаемой станции Gateway вместе с США и другими зарубежными партнерами пока не принято.

О том, что российские специалисты задумываются о создании универсального “лифта”, который сможет посадить нагрузку с окололунной станции по заказу партнеров, глава “Роскосмоса” сообщил в конце прошлого года. Никаких конкретных подробностей руководитель космического ведомства не привел, но уточнил, что проект может стать коммерческим, чтобы оправдать те “колоссальные средства”, которые потребуются для его реализации. По информации СМИ, проработкой идеи занимается РКК “Энергия”.

Традиционно концепция космического “лифта” подразумевает сооружение для доставки грузов в космос без применения ракет: в основе задумки — трос, протянутый от поверхности небесного тела к орбитальной станции. Предполагается, что он будет удерживаться за счет центробежной силы. Над созданием “лифта” задумываются многие страны.

В сентябре 2018 года японское агентство JAXA успешно запустило ракету H-IIВ, несущую миниатюрные аппараты для эксперимента STARS-Me, подготовленного инженерами из Университета Сидзуока для отработки некоторых технологий космического “лифта”. Пара зондов STARS-Me — микроспутники (CV и HT) на платформе CubeSat, связанные тросом.