Curiosity подтвердил наличие глины на Марсе — Naked Science
Никита Шевцов

Curiosity подтвердил наличие глины на Марсе

Марсоход NASA нашел следы глины на горе Эолида. Глина часто образуется при контакте с водой, поэтому может многое рассказать об истории Марса.

pia23240_hires

Следы глины на горе Эолида (гора Шарпа) орбитальные аппараты зафиксировали еще до посадки Curiosity. Поэтому одной из целей его миссии руководство NASA выбрало посещение горы Эолида и анализ обнаруженной там глины. И вот марсоход добрался до точки назначения и смог собрать необходимые образцы.

Гора Эолида находится внутри кратера Гейла, в котором Curiosity приземлился 6 августа 2012 года. Она имеет высоту в 5,5 километра, а это значит, что состав ее горных пород может многое рассказать о геологии Марса и его истории. У подножья этой горы Curiosity и пробурил две скважины для поиска глины. Эти скважины получили названия Аберледи (Aberlady) и Килмари (Kilmarie).

Ранее марсоход уже обнаруживал глинистые минералы, которые сформировались примерно 3,5 миллиарда лет назад на дне марсианских рек и озер. Но на этот раз концентрация глины во взятых марсоходом пробах грунта оказалась самой высокой за все время работы ровера. Полученные Curiosity результаты говорят о том, что в кратере Гейла когда-то было большое количество воды и, скорее всего, он представлял собой озеро.

Селфи, сделанное Curiosity 12 мая 2019 года. Прямо перед марсоходом — скважины Аберледи и Килмари /©Jet Propulsion Laboratory, NASA

Эти результаты также помогут понять, как сформировалась гора Эолида. Теперь ученые предполагают, что она могла возникнуть в течение двух миллиардов лет, поднимаясь со дна озера. Вполне возможно, что в свое время весь кратер был заполнен донными отложениями, которые постепенно разрушались, образовав в итоге Эолиду.

Curiosity даст нам более детальное представление о содержащихся в глине породах, чем это сделали орбитальные аппараты. Полученные с орбиты данные не могли точно показать, была ли это глина в скальных породах горы или это была эродированная галька и камни, которые выветрились из верхних слоев Эолиды и упали на дно кратера. Curiosity прояснил это в какой-то степени с открытием глины в Аберледи и Килмари, но аппарату еще предстоит много работы, чтобы узнать историю формирования Эолиды и похожих на нее гор на поверхности Марса.

Американские астрономы нашли фактическое подтверждение высказанной около двух десятилетий назад теории, объясняющей, откуда массивные галактики берут необходимое для существования вещество. Со стороны выглядит так, будто колоссальное космическое образование высасывает холодный газ из межгалактической среды с помощью исполинских трубочек для коктейлей.

Операторы в Лаборатории реактивного движения NASA получили первый сигнал с Марса от революционного демонстратора технологий — первого вертолета, созданного для полетов на другом небесном теле. Дрон Ingenuity пока еще не отделился от марсохода Perseverance, но уже отчитался о том, что всего его ключевые системы работают, как и задумано.

NASA опубликовало на официальной странице в Twitter первые цветные снимки, сделанные аппаратом Perseverance. На них видно, как марсоход приближается к поверхности планеты и приземляется на нее.