Curiosity подтвердил наличие глины на Марсе — Naked Science
03.06.2019
Никита Шевцов

Curiosity подтвердил наличие глины на Марсе

Марсоход NASA нашел следы глины на горе Эолида. Глина часто образуется при контакте с водой, поэтому может многое рассказать об истории Марса.

pia23240_hires

Следы глины на горе Эолида (гора Шарпа) орбитальные аппараты зафиксировали еще до посадки Curiosity. Поэтому одной из целей его миссии руководство NASA выбрало посещение горы Эолида и анализ обнаруженной там глины. И вот марсоход добрался до точки назначения и смог собрать необходимые образцы.

Гора Эолида находится внутри кратера Гейла, в котором Curiosity приземлился 6 августа 2012 года. Она имеет высоту в 5,5 километра, а это значит, что состав ее горных пород может многое рассказать о геологии Марса и его истории. У подножья этой горы Curiosity и пробурил две скважины для поиска глины. Эти скважины получили названия Аберледи (Aberlady) и Килмари (Kilmarie).

Ранее марсоход уже обнаруживал глинистые минералы, которые сформировались примерно 3,5 миллиарда лет назад на дне марсианских рек и озер. Но на этот раз концентрация глины во взятых марсоходом пробах грунта оказалась самой высокой за все время работы ровера. Полученные Curiosity результаты говорят о том, что в кратере Гейла когда-то было большое количество воды и, скорее всего, он представлял собой озеро.

Селфи, сделанное Curiosity 12 мая 2019 года. Прямо перед марсоходом — скважины Аберледи и Килмари /©Jet Propulsion Laboratory, NASA

Эти результаты также помогут понять, как сформировалась гора Эолида. Теперь ученые предполагают, что она могла возникнуть в течение двух миллиардов лет, поднимаясь со дна озера. Вполне возможно, что в свое время весь кратер был заполнен донными отложениями, которые постепенно разрушались, образовав в итоге Эолиду.

Curiosity даст нам более детальное представление о содержащихся в глине породах, чем это сделали орбитальные аппараты. Полученные с орбиты данные не могли точно показать, была ли это глина в скальных породах горы или это была эродированная галька и камни, которые выветрились из верхних слоев Эолиды и упали на дно кратера. Curiosity прояснил это в какой-то степени с открытием глины в Аберледи и Килмари, но аппарату еще предстоит много работы, чтобы узнать историю формирования Эолиды и похожих на нее гор на поверхности Марса.

В Сеть выложили фотографию опытного модернизированного истребителя Су-30СМ. Ранее сообщалось, что Россия хочет создать «продвинутый» Су-30, унифицированный в значительной мере с самолетом Су-35С.