Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В ТюмГУ исследовали современное популярное фэнтези
Филологи ТюмГУ проанализировали современные русские и зарубежные популярные тексты, в центре которых находится феномен фантазийного пространства. Ключевой мотив этих произведений — стремление героев уйти в мир грез, иллюзий и испытать уникальное ощущение свободы от стереотипов. Проведя исследование творчества нескольких авторов, филологи сделали вывод, что стремление к эскапизму за счет симулятивной эмиграции в страны, о которых, на первый взгляд, все известно, приобретает в популярной русской и русскоязычной литературе утопический характер.
Мечта о жизни в прекрасном белом городе солнца и моря, южном городе, в котором не будет привычных трудностей и неразрешимых проблем, превращается в навязчивую идею для героинь современных популярных текстов.
В современной русской и зарубежной популярной литературе наблюдается стремление к изображению экзотического пространства, обладающего мифологической природой. Сегодня симулятивная реальность принадлежит именно популярной литературе, поскольку она способна перенести читателя из рутины в другой мир, где сбываются даже самые необычные мечты.
Ключевой мотив этих произведений — стремление героев уйти в мир грез и иллюзий и испытать уникальное ощущение свободы от стереотипов. Статья «Жизнь других: феномен симулятивной реальности в современной популярной литературе» ученых СоцГум ТюмГУ Ларисы Кисловой и Татьяны Рацен вышла в журнале «Научный диалог». В работе впервые подвергается всестороннему анализу феномен симулятивной эмиграции в современной популярной литературе, что и обусловливает новизну исследования.
Ученые отмечают, что художественные произведения о путешествиях воссоздают национальную картину мира, транслируют национальную специфику, а также знакомят читателей с особенностями жизни людей в определенном урбанистическом ландшафте.
Исследователи также подчеркивают, что популярные книги о путешествиях создают, как правило, более насыщенную событиями действительность. Здесь массовый текст призван погружать реципиента в состояние эскапизма, заставляя осваивать, в числе прочего, и ментально чужую реальность, интегрироваться в новую культуру.
Таким образом, популярная литература такого рода –перспективный социальный проект, претендующий на одну из доминантных позиций в современном культурном контексте.
Сегодня симулякр (от латинского simulare — подражать, изображать, принимать вид, притворяться) трактуется как «образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинника, поверхностный, гиперреалистический объект, за которым не стоит какая-либо реальность.
В эпоху постмодернизма окружающий мир воспринимается лишь сквозь призму симуляции. Мир и вместе с ним человек постепенно лишаются принципа реальности, которая больше не переживается, а лишь симулируется. Симулятивная реальность становится более реальной, нежели реальность объективная.
В русской и русскоязычной популярной литературе последних лет появляется своеобразный экзотический контекст. Восточный миф становится чрезвычайно значимым. Особенно востребованы читателями произведения, в которых события разворачиваются в незнакомом пространстве. Центральной задачей автора книг о путешествиях становится формирование у читателя восприятия чужого пространства и, как следствие, осознания своего.
Хрупкое очарование Азии традиционно привлекает читателя, поскольку для такой литературы характерен эскапизм (избегание неприятного, скучного в жизни), погружение в спокойную и гармоничную жизнь. Так аутентичный ритм жизни Востока в произведениях Эльчина Сафарли противопоставлен образу жизни в западном пространстве. Восток с его неизменной загадкой представляется человеку с Севера пространством, где не столь значимыми становятся невзгоды и происходит погружение в иллюзии.
Герои Сафарли («Сладкая соль Босфора», «Туда без обратно», «Я вернусь …», «Любовь со дна Босфора», «Мне тебя обещали», «Там, где должна быть …» и так далее) переживают тяжелые личные драмы и, как правило, возрождаются к жизни именно в локальном пространстве Востока. Обретение своего города становится для художника творческим процессом. Для героя Стамбул — мистический город, в котором происходят удивительные события, неожиданные встречи. Так, встреча с Арзу, загадочной женщиной в красных туфлях, неприкаянная душа которой появляется в Ортакёе с 1952 года в дождливую погоду, становится для автора-персонажа символом счастья, а впоследствии и личной драмы. Стамбул словно завораживает повествователя, связывая его судьбу с судьбами других людей.
Таким образом, турецкое пространство становится излюбленным местом реинкарнации героев в современной популярной литературе, поскольку российские читатели рубежа XX-XXI веков, можно предположить, достаточно знают об этой стране и понимают, как может происходить это перевоплощение в условиях современной Турции.
Проведя исследование творчества нескольких авторов, ученые делают вывод, что стремление к эскапизму за счет симулятивной эмиграции в страны, о которых, на первый взгляд, все известно, приобретает в популярной русской и русскоязычной литературе утопический характер. Мечта о жизни в прекрасном белом городе солнца и моря, южном городе, в котором не будет привычных трудностей и неразрешимых проблем, превращается в навязчивую идею для героинь современных популярных текстов. Утопическая идея начинает в этих произведениях немедленно воплощаться в реальность, поскольку утопическое сознание создает проекты, рассчитанные на воплощение.
Основным художественным принципом для такого рода текстов становится попытка погружения автора-персонажа в абсолютно иную, экзотическую, симулятивную реальность, которую, возможно, не получится полностью освоить, но которая не останется чужой и позволит изменить и усовершенствовать личное пространство путешественника. Прерогатива создания симулятивной реальности принадлежит именно популярной литературе, поскольку она способна перенести читателя из рутинной обыденности в другой мир, где, возможно, сбываются даже несбыточные мечты.
Борщевик занимает почти 300 тысяч гектаров в 39 регионах России. Известно о 12 нижегородцах, восьми петербуржцах и двух москвичах, пострадавших от вредителя этим летом. У некоторых ожоги составляют от 30 до 80% тела. На этой неделе Госдума приняла закон и обязала землевладельцев бороться с этим опасным растением. Но, помимо борщевика, есть и другие часто встречающиеся и почти настолько же токсичные представители флоры, о которых мы почти ничего не знаем. Ученые Пермского Политеха рассказали, можно ли прикасаться к борщевику ночью, как безобидный ландыш может привести к летальному исходу, а чистотел к отказу почек, и что будет если съесть мед, собранный с ядовитых растений.
У каждого, кто ищет романтического партнера, своя мотивация: кому-то нужна поддержка близкого человека, кому-то хочется создать семью, а кому-то прежде всего важно соответствовать социальным ожиданиям. Ученые из Канады и США определили, в каком случае человек с большей вероятностью встретит «вторую половинку» быстро.
Не секрет, что занятия спортом под музыку приятнее и помогают повысить продуктивность тренировок. В новом исследовании итальянские ученые на примере силовых упражнений показали, какая именно музыка лучше подходит для таких целей.
Борщевик занимает почти 300 тысяч гектаров в 39 регионах России. Известно о 12 нижегородцах, восьми петербуржцах и двух москвичах, пострадавших от вредителя этим летом. У некоторых ожоги составляют от 30 до 80% тела. На этой неделе Госдума приняла закон и обязала землевладельцев бороться с этим опасным растением. Но, помимо борщевика, есть и другие часто встречающиеся и почти настолько же токсичные представители флоры, о которых мы почти ничего не знаем. Ученые Пермского Политеха рассказали, можно ли прикасаться к борщевику ночью, как безобидный ландыш может привести к летальному исходу, а чистотел к отказу почек, и что будет если съесть мед, собранный с ядовитых растений.
В условиях отсутствия связи (шахты, горы, тайга) критически важна надежная передача данных. Ученые Пермского Политеха разработали цифровую радиостанцию, устойчивую к помехам и физическим препятствиям, включая бетонные стены. Устройство передает данные в двух сетях MANET одновременно, обеспечивая скорость до 300 кбит/с (низкоскоростной канал) и 54 Мбит/с (высокоскоростной). Рация работает как ретранслятор и узел сети, что делает ее незаменимой для спасателей, промышленности и туристов. Ключевые преимущества разработки: помехоустойчивость, дальность связи до 30 километров и работа при -25°C до +55 градусов Цельсия.
Используя образцы, собранные миссией «Чанъэ-5», китайские ученые нашли способ извлекать воду из лунного грунта и перерабатывать выдыхаемый астронавтами углекислый газ. Это делается за счет небольшого устройства, работающего на солнечной энергии. Авторы нового исследования уверены: в будущем их прибор сможет обеспечить лунные поселения водой, кислородом и топливом.
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.
Лето 2025 обещает насыщенную линейку научно-фантастических сериалов на ведущих стриминговых платформах. От адаптаций культовых романов до масштабных космических одиссей — мы отобрали проекты, на которые стоит обратить внимание.

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии