• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
31 марта
МГППУ
1 018

В МГППУ узнали особенности понимания речи у детей с аутизмом

4.5

Результаты исследования показали, что дети с аутизмом отличаются неравномерностью профиля развития импрессивной речи. Ученые предполагают, что несогласованность развития различных способностей, по всей видимости, является более общей чертой аутизма, чем предполагалось ранее, и во-многом может определять парадоксальность клинической картины синдрома.

Кадр из к/ф «Слово на букву А» / ©Getty images

Статья опубликована в журнале «Клиническая и специальная психология». Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой группу дефектов развития, которые объединяют нарушения общения и социального взаимодействия, а также стереотипный характер интересов и активности. Распространенность аутизма постоянно растет и на сегодняшний день, по данным ВОЗ, составляет около одного процента. Известно, что нарушения речи встречаются у большинства детей с РАС. При этом диапазон вариантов речевого развития может быть очень широким. Часть детей не овладевает речью совсем, другие оказываются неспособными использовать ее для общения, при этом могут запоминать и цитировать куски текстов, рекламных объявлений и так далее.

Речь может быть более стереотипной и однообразной, чем в норме, содержать грамматические ошибки, иметь интонационные особенности. Несомненно, особенности речи, степень и характер нарушений являются одним из важнейших факторов, определяющих прогноз развития и адаптации ребенка.

Традиционно исследования речи при РАС сосредоточены больше на изучении владения устной речью, особенно ее использовании в коммуникативных целях. Однако развитие понимания речи (импрессивной) также имеет свои особенности, которые могут проявляться на различных уровнях: фонологическом (распознавание отдельных звуков), лексическом (понимание слов), морфосинтаксическом (взаимодействия между словами в словосочетаниях и предложениях) и дискурсивном (понимание текста).

В исследовании приняли участие 50 детей с аутизмом 7-11 лет. Для получения данных об особенностях импрессивной речи использовался тест «КОРАБЛИК» («Клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций»), который позволяет оценить речевые навыки на всех уровнях языка: фонологическом, лексическом, морфосинтаксическом и дискурсивном. Для оценки степени выраженности аутистических проявлений применялся План диагностического обследования при аутизме (ADOS-2), который считается золотым мировым стандартом диагностики РАС.

Как рассказала старший научный сотрудник Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ, Дарья Переверзева, результаты исследования показали, что дети с аутизмом отличались неравномерностью профиля развития импрессивной речи. В норме различные компоненты речевого развития (фонологический, лексический, морфосинтаксический и дискурсивный) развиваются согласованно на всех этапах онтогенеза ребенка, и сильного разрыва между навыками не наблюдается. При аутизме же, как оказалось, разброс между данными, описывающими результаты на различных уровнях освоения языка, существенно выше, чем в норме. Более того, этот показатель был положительно связан со степенью выраженности аутизма, то есть чем тяжелее аутизм, тем сильнее выражена неоднородность результатов по различным шкалам. При этом, что интересно, взаимосвязь наблюдалась не со всеми симптомами, а лишь с группой социально-коммуникативных нарушений.

Направление этой взаимосвязи требует дальнейшего изучения. Однако, стоит отметить, что для РАС в целом характерен неравномерный профиль развития способностей. Это было многократно показано, например, для интеллекта и восприятия. Результаты, полученные в исследовании, указывают на то, что несогласованность развития различных способностей, по всей видимости, является более общей чертой аутизма, чем предполагалось ранее, и во-многом может определять парадоксальность клинической картины синдрома.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) - первый в России психологический университет: 12 факультетов, из которых 7 психологических, 23 психологические кафедры, 22 специальности и направления подготовки. МГППУ - участник программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». МГППУ по итогам предметных рейтингов вузов России 2022 года RAEX вошел в число лучших вузов страны по психологии и педагогике.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Позавчера, 08:03
Мария Азарова

Хотя потребление определенных пищевых веществ ранее связывали с некоторыми параметрами сна, доказательства, полученные опытным путем, отсутствовали. Авторы нового исследования решили восполнить этот пробел.

Вчера, 11:11
Сергей Васильев

Массивные звезды погибают, окружая себя обширным, горячим и бурным облаком плазмы. Такие облака испускают гравитационные волны, и моделирование показало, что теоретически их можно зарегистрировать детекторами, которые уже работают на Земле.

Позавчера, 14:00
НИУ ВШЭ

Специалисты из Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ в деталях рассмотрели новый экспериментальный подход к изучению особенностей мозговой активности в условиях когнитивного диссонанса.

5 июня
Александр Березин

Предложенные тепловыделяющие элементы для атомных реакторов позволяют им работать без перегрузки топлива много лет подряд. Это крайне актуально для АЭС малой мощности, на Крайнем Севере или в любых других зонах, удаленных от единых энергосистем, включая тропические острова.

2 июня
Анна Новиковская

Думают ли умные люди быстрее? Согласно результатам исследования группы ученых из Германии и Испании, не всегда, и в случае решения сложных задач отдельные преимущества оказываются за людьми с менее развитым интеллектом.

3 июня
Анна Новиковская

Разделочные доски можно найти почти на любой кухне по всему миру. Однако международная группа исследователей доказала, что эти кухонные инструменты иногда не то, чем кажутся.

2 июня
Анна Новиковская

Думают ли умные люди быстрее? Согласно результатам исследования группы ученых из Германии и Испании, не всегда, и в случае решения сложных задач отдельные преимущества оказываются за людьми с менее развитым интеллектом.

12 мая
Александр Березин

В американской прессе обсуждают острый вопрос: почему, несмотря на санкции и потолок цен, в России не просто не было спада, но и, судя по ряду параметров, в 2023-м начался экономический подъем? Чтобы разрешить эту загадку, The Wall Street Journal обратился к спутниковым данным по мониторингу окислов азота. С их помощью журналисты обнаружили, что российские власти, кажется, дают миру неправильную статистику, а на самом деле в России, видимо, происходит глубокий спад. Насколько верна такая оценка? И что на самом деле случится с российской экономикой в этом году?

11 мая
Анна Новиковская

Большая часть алмазов, образующихся в недрах Земли, выносятся ближе к поверхности небольшими, но мощными извержениями породы. Однако австралийские исследователи обнаружили, что на деле эти извержения подпитываются громадными «тепловыми столбами», начинающимися у самого ядра нашей планеты.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: