• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
31.03.2023
МГППУ
1 190

В МГППУ узнали особенности понимания речи у детей с аутизмом

4.5

Результаты исследования показали, что дети с аутизмом отличаются неравномерностью профиля развития импрессивной речи. Ученые предполагают, что несогласованность развития различных способностей, по всей видимости, является более общей чертой аутизма, чем предполагалось ранее, и во-многом может определять парадоксальность клинической картины синдрома.

Кадр из к/ф «Слово на букву А» / ©Getty images / Автор: Ольга Кузьмина

Статья опубликована в журнале «Клиническая и специальная психология». Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой группу дефектов развития, которые объединяют нарушения общения и социального взаимодействия, а также стереотипный характер интересов и активности. Распространенность аутизма постоянно растет и на сегодняшний день, по данным ВОЗ, составляет около одного процента. Известно, что нарушения речи встречаются у большинства детей с РАС. При этом диапазон вариантов речевого развития может быть очень широким. Часть детей не овладевает речью совсем, другие оказываются неспособными использовать ее для общения, при этом могут запоминать и цитировать куски текстов, рекламных объявлений и так далее.

Речь может быть более стереотипной и однообразной, чем в норме, содержать грамматические ошибки, иметь интонационные особенности. Несомненно, особенности речи, степень и характер нарушений являются одним из важнейших факторов, определяющих прогноз развития и адаптации ребенка.

Традиционно исследования речи при РАС сосредоточены больше на изучении владения устной речью, особенно ее использовании в коммуникативных целях. Однако развитие понимания речи (импрессивной) также имеет свои особенности, которые могут проявляться на различных уровнях: фонологическом (распознавание отдельных звуков), лексическом (понимание слов), морфосинтаксическом (взаимодействия между словами в словосочетаниях и предложениях) и дискурсивном (понимание текста).

В исследовании приняли участие 50 детей с аутизмом 7-11 лет. Для получения данных об особенностях импрессивной речи использовался тест «КОРАБЛИК» («Клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций»), который позволяет оценить речевые навыки на всех уровнях языка: фонологическом, лексическом, морфосинтаксическом и дискурсивном. Для оценки степени выраженности аутистических проявлений применялся План диагностического обследования при аутизме (ADOS-2), который считается золотым мировым стандартом диагностики РАС.

Как рассказала старший научный сотрудник Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ, Дарья Переверзева, результаты исследования показали, что дети с аутизмом отличались неравномерностью профиля развития импрессивной речи. В норме различные компоненты речевого развития (фонологический, лексический, морфосинтаксический и дискурсивный) развиваются согласованно на всех этапах онтогенеза ребенка, и сильного разрыва между навыками не наблюдается. При аутизме же, как оказалось, разброс между данными, описывающими результаты на различных уровнях освоения языка, существенно выше, чем в норме. Более того, этот показатель был положительно связан со степенью выраженности аутизма, то есть чем тяжелее аутизм, тем сильнее выражена неоднородность результатов по различным шкалам. При этом, что интересно, взаимосвязь наблюдалась не со всеми симптомами, а лишь с группой социально-коммуникативных нарушений.

Направление этой взаимосвязи требует дальнейшего изучения. Однако, стоит отметить, что для РАС в целом характерен неравномерный профиль развития способностей. Это было многократно показано, например, для интеллекта и восприятия. Результаты, полученные в исследовании, указывают на то, что несогласованность развития различных способностей, по всей видимости, является более общей чертой аутизма, чем предполагалось ранее, и во-многом может определять парадоксальность клинической картины синдрома.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) - первый в России психологический университет: 12 факультетов, из которых 7 психологических, 23 психологические кафедры, 22 специальности и направления подготовки. МГППУ - участник программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». МГППУ по итогам предметных рейтингов вузов России 2022 года RAEX вошел в число лучших вузов страны по психологии и педагогике.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 14:26
Александр Березин

Необычный биологический вид, по оценке авторов новой научной работы, пригоден для заселения четвертой планеты без каких-либо предварительных условий — уже в том виде, в котором он существует сейчас. Поскольку речь идет о фотосинтетическом организме, он способен нарабатывать существенное количество кислорода. Интересно, что кандидат на терраформирование Марса сохранил жизнеспособность после месяца в жидком азоте.

5 часов назад
Полина Меньшова

Ученым из США удалось сделать бежевыми клетки белого жира, который накапливает калории. Бежевая жировая ткань в организме человека отвечает за обратный процесс — сжигание калорий.

Вчера, 21:07
Nadya

Американские исследователи обнаружили в Южной Америке семена винограда возрастом от 19 до 60 миллионов лет. Это самые древние представители семейства виноградных, найденные в Западном полушарии.

Вчера, 14:26
Александр Березин

Необычный биологический вид, по оценке авторов новой научной работы, пригоден для заселения четвертой планеты без каких-либо предварительных условий — уже в том виде, в котором он существует сейчас. Поскольку речь идет о фотосинтетическом организме, он способен нарабатывать существенное количество кислорода. Интересно, что кандидат на терраформирование Марса сохранил жизнеспособность после месяца в жидком азоте.

26 июня
Андрей

Специалисты из Великобритании смоделировали таяние шельфовых ледников в Антарктиде и узнали, как на это влияют включения теплой морской воды. Исследователи также выяснили, что запускает необратимый процесс таяния антарктических ледников и какие из них наиболее уязвимы.

27 июня
Nadya

Бетон — один из самых распространенных в строительстве материалов. Инженеры пытаются найти все новые способы повысить его прочность, чтобы постройки сохранялись долгие годы. Исследователи из Америки и Швейцарии предложили вариант упрочнить бетон с помощью углекислого газа.

25 июня
Игорь Байдов

Ученые из Китая и Бельгии воссоздали в лаборатории условия, существовавшие на Меркурии четыре миллиарда лет назад, и выяснили, что они были идеальными для образования слоя алмазов, который с течением времени становился лишь толще.

21 июня
Nadya

Земля начала формироваться примерно 4,5 миллиарда лет назад. Чтобы понять, как это происходило в ранние периоды развития нашей планеты, ученые ищут образцы древних горных пород. Одну из таких, возрастом почти 3,5 миллиарда лет, обнаружили рядом с городом Колли в Австралии.

10 июня
Александр Березин

Исследователи из США выяснили, что примерно два миллиона лет назад Солнечная система захватила хвост облака холодного межзвездного газа. В результате гелиосфера сильно сжалась, дав галактическим лучам свободно облучать все планеты системы. Это должно было вызвать и серьезные проблемы с климатом.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно