• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
31.03.2023
МГППУ
1 181

В МГППУ узнали особенности понимания речи у детей с аутизмом

4.5

Результаты исследования показали, что дети с аутизмом отличаются неравномерностью профиля развития импрессивной речи. Ученые предполагают, что несогласованность развития различных способностей, по всей видимости, является более общей чертой аутизма, чем предполагалось ранее, и во-многом может определять парадоксальность клинической картины синдрома.

Кадр из к/ф «Слово на букву А» / ©Getty images / Автор: Ольга Кузьмина

Статья опубликована в журнале «Клиническая и специальная психология». Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой группу дефектов развития, которые объединяют нарушения общения и социального взаимодействия, а также стереотипный характер интересов и активности. Распространенность аутизма постоянно растет и на сегодняшний день, по данным ВОЗ, составляет около одного процента. Известно, что нарушения речи встречаются у большинства детей с РАС. При этом диапазон вариантов речевого развития может быть очень широким. Часть детей не овладевает речью совсем, другие оказываются неспособными использовать ее для общения, при этом могут запоминать и цитировать куски текстов, рекламных объявлений и так далее.

Речь может быть более стереотипной и однообразной, чем в норме, содержать грамматические ошибки, иметь интонационные особенности. Несомненно, особенности речи, степень и характер нарушений являются одним из важнейших факторов, определяющих прогноз развития и адаптации ребенка.

Традиционно исследования речи при РАС сосредоточены больше на изучении владения устной речью, особенно ее использовании в коммуникативных целях. Однако развитие понимания речи (импрессивной) также имеет свои особенности, которые могут проявляться на различных уровнях: фонологическом (распознавание отдельных звуков), лексическом (понимание слов), морфосинтаксическом (взаимодействия между словами в словосочетаниях и предложениях) и дискурсивном (понимание текста).

В исследовании приняли участие 50 детей с аутизмом 7-11 лет. Для получения данных об особенностях импрессивной речи использовался тест «КОРАБЛИК» («Клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций»), который позволяет оценить речевые навыки на всех уровнях языка: фонологическом, лексическом, морфосинтаксическом и дискурсивном. Для оценки степени выраженности аутистических проявлений применялся План диагностического обследования при аутизме (ADOS-2), который считается золотым мировым стандартом диагностики РАС.

Как рассказала старший научный сотрудник Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ, Дарья Переверзева, результаты исследования показали, что дети с аутизмом отличались неравномерностью профиля развития импрессивной речи. В норме различные компоненты речевого развития (фонологический, лексический, морфосинтаксический и дискурсивный) развиваются согласованно на всех этапах онтогенеза ребенка, и сильного разрыва между навыками не наблюдается. При аутизме же, как оказалось, разброс между данными, описывающими результаты на различных уровнях освоения языка, существенно выше, чем в норме. Более того, этот показатель был положительно связан со степенью выраженности аутизма, то есть чем тяжелее аутизм, тем сильнее выражена неоднородность результатов по различным шкалам. При этом, что интересно, взаимосвязь наблюдалась не со всеми симптомами, а лишь с группой социально-коммуникативных нарушений.

Направление этой взаимосвязи требует дальнейшего изучения. Однако, стоит отметить, что для РАС в целом характерен неравномерный профиль развития способностей. Это было многократно показано, например, для интеллекта и восприятия. Результаты, полученные в исследовании, указывают на то, что несогласованность развития различных способностей, по всей видимости, является более общей чертой аутизма, чем предполагалось ранее, и во-многом может определять парадоксальность клинической картины синдрома.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) - первый в России психологический университет: 12 факультетов, из которых 7 психологических, 23 психологические кафедры, 22 специальности и направления подготовки. МГППУ - участник программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». МГППУ по итогам предметных рейтингов вузов России 2022 года RAEX вошел в число лучших вузов страны по психологии и педагогике.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
11 часов назад
Ольга Иванова

Ученые из Австралии и Канады пришли к выводу, что подавляющее большинство одиноких людей не вступает в романтические отношения из-за страха. С одной стороны ими руководят опасения, что их отвергнут, с другой — что они потеряют свою независимость.

Вчера, 18:01
Алиса Гаджиева

Авторы нового исследования изучили геномы людей, живших на территории Аварского каганата времен его расцвета, и составили их родословные.

Позавчера, 15:20
Андрей

Экологи из Китая подсчитали, как изменились площади оазисов в мире с 1995 по 2020 год. Исследователи также выяснили, в каком регионе оазисных территорий больше всего, в каком темпе происходят изменения и чем на этих землях занимается человек.

11 часов назад
Ольга Иванова

Ученые из Австралии и Канады пришли к выводу, что подавляющее большинство одиноких людей не вступает в романтические отношения из-за страха. С одной стороны ими руководят опасения, что их отвергнут, с другой — что они потеряют свою независимость.

21 апреля
Мария Азарова

Авторы нового исследования выявили три фактора, ответственные за так называемый алкогольный блэкаут — распространенное последствие употребления спиртных напитков, когда человек сталкивается с провалами в памяти.

22 апреля
Полина Меньшова

Большему количеству учеников, чем когда-либо, трудно осваивать школьную программу. Это связано с низким уровнем развития рабочей памяти и неумением планировать время, считает педагог Алекс Куигли. В новой книге он дал практические рекомендации для учителей, которые помогут сделать работу в классе более продуктивной.

8 апреля
Василий Парфенов

Режим работы, количество трудовых часов в неделю и экономическую стабильность профессии прочно ассоциируют с благополучием человека. Количественно и качественно определить эти взаимосвязи получается редко — нужны большие выборки респондентов и длительное время наблюдений. Автор новой научной работы использовал долговременное исследование более чем семи тысяч американцев, чтобы выявить основные эффекты паттернов трудовой деятельности на психическое и физическое здоровье работающих людей.

28 марта
Игорь Байдов

Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.

29 марта
Ольга Иванова

Ученые из США и Швейцарии определили четыре ключевых механизма, задействованных в трансформации личности человека. Но ни один из них не сработает без самого главного — сильного желания измениться.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: