12.04.2023
НИУ ВШЭ

Языковые трудности при аутизме связали с объемом серого вещества

4.6

Ученые из России и США обнаружили, что степень нарушения языковых функций у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) связана с более низким объемом серого вещества и большей извилистостью височных и лобных долей коры головного мозга. Эти участки играют критически важную роль в языковой деятельности. Понимание структурных характеристик, которые определяют поведенческие дефициты, поможет в будущем с разработкой реабилитационных и коррекционных программ.

Кадр из к/ф «Человек дождя» / ©Getty images / Автор: Euclio Drusus

Статья с результатами исследования опубликована в Scientific Reports. Расстройства аутистического спектра характеризуются нарушением социального взаимодействия, дефицитом коммуникативных навыков и стереотипным поведением. Эти симптомы связывают с генетическими особенностями развития нервной системы. Зачастую дети с аутизмом также испытывают языковые трудности — от минимальных речевых нарушений до полной неспособности говорить. Они становятся препятствием во взаимодействии с людьми. Однако нейробиологическая природа этих нарушений мало изучена, а существующие данные часто противоречивы.

Ученые из НИУ ВШЭ, МГППУ и Детского научно-исследовательского института Сиэтла решили оценить, как связаны структурные характеристики мозга ребенка с РАС и языковые нарушения. В эксперименте участвовали 36 детей в возрасте от восьми до 14 лет: 18 детей с РАС и столько же типично развивающихся детей, по 13 мальчиков в каждой группе. Мозг участников просканировали с помощью структурной магнитно-резонансной томографии (МРТ). Также с помощью поведенческого тестирования оценивались языковые навыки ребенка.

Структурная МРТ позволяет оценить анатомические особенности головного мозга человека, включая объем белого и серого вещества, спинномозговой жидкости, глубину извилин, толщину серого вещества различных мозговых областей. Серым веществом называют тела нервных клеток, тогда как белое вещество — это совокупность аксонов — пучков-связей между этими клетками, покрытых миелиновой оболочкой.

Сравнив результаты структурной МРТ группы детей с РАС и группы типично развивающихся детей, ученые обнаружили, что объем белого вещества в разных регионах мозга у них не различался. В то же время объем серого вещества был значительно ниже у детей с аутизмом, а извилистость их коры оказалась повышена. Анализ показал, что языковые навыки зависели от толщины серого вещества и извилистости регионов коры головного мозга, критично вовлеченных в речевую деятельность. К таким областям относят участки височных и лобных долей коры головного мозга.

Поскольку именно серое вещество отличало детей с аутизмом от типично развивающихся детей, можно предположить, что именно механизм роста тел нейронов, но не их связей нарушен у детей с РАС.

У детей с РАС объем серого вещества мозга оказался значительно ниже по сравнению с детьми с типичным развитием, чего не наблюдалось при оценке объема серого вещества или спинномозговой жидкости / ©www.nature.com

Чем ниже был объем серого вещества в областях мозга, связанных с речью, тем более выраженные нарушения языковых функций наблюдались у ребенка с аутизмом. Также ученые зафиксировали еще одну закономерность: чем выше была извилистость в этих зонах, тем более выраженными оказались речевые нарушения.

«Наши результаты противоречат теории о том, что раннее атипичное развитие мозга у детей с аутизмом нормализуется к среднему школьному возрасту (7–10 годам). Для того чтобы ответить на вопрос, в каком возрасте восстанавливается нервная система, необходимо продолжать изучать детей с аутизмом не только младшего возраста, но и школьного, а также взрослых, поскольку особенности развития их нервной системы неоднородны. Этому пока посвящено слишком мало научных исследований», — комментирует Алина Миннигулова, младший научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ.

По мнению исследователей, понимание, какие структурные характеристики лежат в основе поведенческих дефицитов, поможет в будущем с поиском реабилитационных и коррекционных программ.