Эксперты о квантовых компьютерах
08.07.2020
ПНИПУ

Усовершенствован способ добычи нефти с помощью «червоточины»

4.8

Исследователи из ПНИПУ повысили эффективность добычи нефти с помощью кислотных растворов. Пермские ученые впервые проанализировали состав труднодоступных карбонатных месторождений и определили оптимальные условия, которые позволят получать больше черного золота при минимальных затратах.

Усовершенствован способ добычи нефти с помощью «червоточины» / ©regnum.ru

Результаты исследователи опубликовали в журнале «Нефтепромысловое дело». «Кислотные составы для добычи нефти применяют массово, но эти мероприятия не всегда успешны. Например, в Пермском крае около 45 процентов операций не достигают ожидаемого эффекта. Процессы, которые происходят в нефтяном пласте при воздействии химического раствора, различаются в зависимости от состава горной породы.

Поэтому важно определить оптимальные темпы закачки кислотного состава. Это позволяет получить протяженные каналы, по которым фильтруется нефть, – червоточины», – рассказывает кандидат технических наук, доцент кафедры «Нефтегазовые технологии» ПНИПУ Дмитрий Мартюшев.

Образец карбонатной породы №1 до кислотного воздействия / ©Пресс-служба ПНИПУ
Образец карбонатной породы №1 после кислотного воздействия / ©Пресс-служба ПНИПУ

Зону добычи нефти часто загрязняют парафиновые отложения, смолистые вещества, минеральные соли и частицы горной породы. Фильтрация нефти из-за этого ухудшается, что приводит к снижению объемов добычи. Чтобы восстановить продуктивность скважины, специалисты используют кислотные составы – чаще всего на основе соляной кислоты с добавками, чтобы избежать коррозии оборудования.

Причиной низкой эффективности может стать необоснованный темп подачи раствора в нефтяной пласт. При растворении породы образуются каналы различной формы и разветвленности, длину и размеры которых сложно определить.

Образец карбонатной породы №2 до кислотного воздействия / ©Пресс-служба ПНИПУ
Образец карбонатной породы №2 после кислотного воздействия / ©Пресс-служба ПНИПУ

«Методы, которые позволяют рассчитать форму «червоточин» еще на стадии проектирования, не всегда возможно применить на практике. Мы определили оптимальную скорость закачки четырех кислотных составов. Для этого мы провели фильтрационные испытания на образцах горной породы с нефтяных месторождений Пермского края с различной карбонатностью.

Образец карбонатной породы №3 до кислотного воздействия / ©Пресс-служба ПНИПУ
Образец карбонатной породы №3 после кислотного воздействия / ©Пресс-служба ПНИПУ

При этом мы смоделировали условия реальной скважины. Эксперименты позволили нам установить, что оптимальный темп закачки нужно снижать, когда увеличивается карбонатность горной породы. В этом случае для прорыва «червоточины» нужно больше химического раствора», – поясняет Дмитрий Мартюшев.

Исследователи считают, что увеличить эффективность добычи нефти можно, если прокачивать химический состав после прорыва «червоточины» и оставлять его в пласте для продолжения реакции. Это поможет «разветвить» главный канал и увеличить его охват. На основе исследования ученые уже составили рекомендации, которые помогут повысить эффективность добычи нефти.