Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
20 октября
НИУ ВШЭ

Ученые выявили роль префронтальной коры в принятии рискованных решений

5.1

Исследователи Института когнитивных нейронаук ВШЭ экспериментально показали, что магнитная стимуляция префронтальной коры мозга изменяет оценку возможных исходов в момент принятия рискованных решений и заставляет испытуемых действовать менее рационально. Ученые полагают, что открытие позволит лучше понять механизмы формирования игровой зависимости.

Ученые выявили роль префронтальной коры в принятии рискованных решений / ©Getty images

Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports. В повседневной жизни нам часто приходится принимать решения, действуя в ситуации неопределенности. Однако участие мозга в принятии таких решений почти не исследовано. Принятие решений в ситуации риска требует обработки значительного количества информации. Например, если человек раздумывает, купить ли ему лотерейный билет стоимостью 100 рублей, то ему необходимо оценить, насколько привлекательна для него потенциальная сумма выигрыша, а также достаточно ли велика вероятность этого выигрыша для того, чтобы платить указанную цену.

Классический способ исследования принятия решений — поведенческие эксперименты с применением функциональной магнитно-резонансной стимуляции. Испытуемого помещают в фМРТ-сканер — специальное устройство, которое отслеживает активность различных областей мозга в процессе выполнения экспериментального задания. Затем ему предлагают различные лотереи на выбор и наблюдают за тем, какие области мозга более активны, если человек выбирает рискнуть либо, наоборот, избегает риска.

Однако такой метод исследования имеет два основных недостатка. Во-первых, он не дает ответа на вопрос о причинно-следственной связи между активностью определенной области мозга и принятым решением. Во-вторых, люди склонны воспринимать ценность вознаграждения и вероятность его получения искаженно. Например, мы с трудом можем почувствовать разницу между шансом выигрыша один из миллиона и один из 100 тысяч. Ценность денег для нас также выглядит нелинейно: например, разница между суммой в 1000 и 1100 рублей может выглядеть более существенной, чем разница между 10 000 и 10 100 рублями. Это приводит к вопросу, какие области мозга напрямую задействованы в формировании этого искаженного восприятия и каким образом мозг интегрирует эту информацию для принятия каждого отдельного решения.

В исследовании Института когнитивных нейронаук ВШЭ обе эти проблемы удалось решить. Для экспериментов была выбрана дорсолатеральная префронтальная кора мозга, так как эта область играет важную роль в принятии рискованных решений. С помощью транскраниальной магнитной стимуляции возбудимость этой области мозга временно подавлялась, после чего испытуемому предлагалось ответить на ряд вопросов и выбрать лотерею с меньшим либо большим риском. Каждый участник исследования посещал лабораторию трижды. Два раза проводилась настоящая магнитная стимуляция либо правой, либо левой дорсолатеральной префронтальной коры, и один раз эксперимент проходил без стимуляции (испытуемый об этом не знал).

Анализ данных показал, что выбор участников после стимуляции мозга отличался от их выбора после плацебо-стимуляции. Временное снижение возбудимости левой дорсолатеральной префронтальной коры приводило к тому, что испытуемые вели себя менее рационально: они в меньшей степени ориентировались на средний выигрыш, который можно было получить в каждой из лотерей.

Применение математических методов показало, что это изменение обусловлено тем, что в результате магнитной стимуляции мозга восприятие вероятностей выигрыша становилось еще более искаженным. Например, испытуемые вели себя так, как если бы вероятность выигрыша 97 процентов воспринималась как 100 процентов, и, наоборот, вероятность выигрыша в один процент игнорировалась, как будто она равна нулю. При этом субъективная ценность денежного вознаграждения для них не изменилась.

«Префронтальная кора мозга играет ведущую роль в восприятии такой абстрактной информации, как вероятность возможных исходов. Мы показали, что существует причинно-следственная связь между активностью дорсолатеральной префронтальной коры и тем, какую лотерею человек выберет. Также, возможно, именно она объединяет эту информацию с другими аспектами выбора для принятия финального решения, например с информацией о размере денежного выигрыша, — рассказывает старший научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ Ксения Паниди. — Изучение нейрональных механизмов может в будущем привести к лучшему пониманию патологического поведения, например игромании, когда человек систематически предпочитает рискованные решения даже в ущерб собственному благосостоянию».