Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Сделан шаг, который поможет улучшить технологии создания низкотемпературных топливных элементов
Российская группа ученых, куда вошли специалисты из НИУ ВШЭ, провела исследование, которое поможет улучшить технологии создания низкотемпературных топливных элементов — одной из основных альтернатив современным источникам электричества.
В журнале Journal of Alloys and Compounds опубликована совместная работа ученых из Института химии твердого тела и механохимии СО РАН, Международного Физического Центра «Доностия» и Московского института электроники и математики имени А.Н. Тихонова НИУ ВШЭ о свойствах двойных перовскитоподобных оксидов.
Экспериментальные измерения характеристик этих минералов до сих пор не соответствовали результатам теоретического моделирования, и авторы работы впервые поставили целью объяснить наблюдаемую разницу. Полученные данные позволят ученым в будущем улучшить технологии создания низкотемпературных топливных элементов — одной из основных альтернатив современным источникам электричества.
В последнее время ученые все чаще предлагают использование топливных элементов в качестве замены всем известных гальванических батарей. В обычных батарейках вещества, на основе которых происходит генерация электричества, «зашиты» внутрь. Их количество ограничено, и батарейка перестает работать после того, как топливо израсходуется. В топливных элементах происходит процесс объединения водородного топлива и кислорода с выделением электричества, тепла и воды, и при этом питание подается извне, а кислород берется из воздуха.
В результате, такая батарея может работать до тех пор, пока существует стабильная подача питания. Побочный продукт работы топливных элементов — только вода, благодаря чему они являются весьма экологичной альтернативой батареям на основе, например, марганца и цинка, которые нужно специальным образом утилизировать после окончания срока работы.
Твердооксидный топливный элемент (ТОТЭ) — разновидность топливных элементов, в последнее время получившая особое внимание среди ученых. В качестве электролита — вещества, через которое в батарее взаимодействуют положительно и отрицательно заряженные электроды — в них выступает керамический материал, например, на основе диоксида циркония.
Среди преимуществ твердооксидных топливных элементов отмечают высокую эффективность, стабильность, возможность использования разных видов топлива и относительно низкую стоимость. Кроме того, в отличие от других типов топливных элементов, ТОТЭ могут иметь не только «плоскую» структуру, в которой между электродами помещается электролит, но и, например, быть выполнены в форме трубы, в которой воздух или топливо проходят через внутреннюю часть трубы, а другой газ проходит по внешней стороне.
У твердооксидных топливных элементов есть также и основной недостаток: для их работы необходимы высокие температуры, порядка 500-1000 градусов Цельсия, которые поддерживают необходимые химические реакции. Для функционирования при более низких температурах в ТОТЭ нужно использовать дорогостоящие платиновые катализаторы, что критически увеличивает стоимость топливного элемента.
Именно поэтому в последнее время многие ученые уделяют внимание поиску способов снижения рабочих температур твердооксидных топливных элементов без потери эффективности выработки электричества. Исследования в этой области включают поиск высокоактивных катализаторов необходимых реакций, разработку методов синтеза компонентов топливных элементов и создание эффективных материалов для производства электродов.
В качестве электролитов, обладающих необходимыми для индустрии свойствами, ученые предлагают перовскитоподобные минералы. Перовскиты — класс минералов, состоящих из двух отрицательно заряженных и одного положительно заряженного иона, соединенных между собой.
Так, например, рассматриваются сложные оксиды молибдатов со структурой двойного перовскита A2MeMoO6, где A — кальций, стронций или барий, а Me — 3d-металлы или магний. При этом составы со стронцием, магнием или никелем были признаны наиболее перспективными. Эти оксиды обладают довольно хорошей электропроводностью, а также обладают устойчивостью к примесям серы и оксидов углерода в топливном газе.
Несмотря на привлекательность с практической точки зрения, понимание свойств двойных перовскитоподобных оксидов молибдена типа Sr2Mg1 −xNixMoO6 все еще не достаточно полное. Экспериментальные измерения свойств веществ расходятся с теоретическими предсказаниями на основе компьютерного моделирования, которые сами по себе также довольно сильно зависят от начальных предположений и используемого программного кода.
Авторы этой работы впервые попытались объединить компьютерное моделирование особенностей электронного спектра вещества и экспериментальные данные о том, как Sr2Mg1 −xNixMoO6 проводит электрический ток. Результаты исследования указывают на полупроводниковую природу проводимости Sr2Mg1 −xNixMoO6.
Как и в металлах, появление электрического тока в полупроводниках связано с движением заряженных частиц. Но если в металлах наличие свободных электронов обусловлено строением вещества и связями электронов в атомах, то появление носителей заряда в полупроводниках определяется многими факторами, среди которых наиболее важные — чистота полупроводника и его температура.
Ученые сходятся во мнении, что полупроводники могут эффективно использоваться в качестве электролитов в топливных элементах благодаря хорошим электрохимическим характеристикам и высокой ионной проводимости, и дальнейшее исследование свойств двойных перовскитоподобных оксидов откроет новые возможности использования этого многообещающего материала в различных энергетических технологиях.
Изучив поведение 69 видов птиц в разных областях Западных Гат (Индия), международная исследовательская группа наконец объяснила, почему территориальные и всеядные птицы чаще других поют по утрам.
Наблюдая ранние этапы рождения землеподобных миров, астрономы приблизились к решению «метрового барьера» — проблемы роста пылевых зерен до размеров, необходимых для формирования планет.
Среди ныне живущих морских обитателей осталось всего несколько так называемых «живых» ископаемых вроде латимерии или мечехвоста. Остальных мы знаем по уцелевшим остаткам. Новый вид древней рыбы обнаружили палеонтологи в девонском песчанике Канадской Арктики. Судя по найденным зубам и челюстям, рыба была в разы меньше своих родственников, а значит, могла жить в реках, что необычно для этих существ.
Онлайн-шопинг, доставка еды, мобильный банкинг и стриминг кино — часть повседневности. Мы почти не задумываемся, что делает все это возможным. Ответ — облачные технологии. За каждой покупкой, переводом или просмотром фильма работает невидимая инфраструктура, без которой современные цифровые сервисы попросту остановились бы. Рассказываем, как облака изменили нашу цифровую жизнь и стали незаметным мотором современной экономики.
Изучив поведение 69 видов птиц в разных областях Западных Гат (Индия), международная исследовательская группа наконец объяснила, почему территориальные и всеядные птицы чаще других поют по утрам.
Наблюдая ранние этапы рождения землеподобных миров, астрономы приблизились к решению «метрового барьера» — проблемы роста пылевых зерен до размеров, необходимых для формирования планет.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.
Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии