Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Российские студенты стали менее креативными, но более усердными
Ученые ТюмГУ оценили взаимосвязь креативности и академической успеваемости у студентов гуманитарного и технического профилей. Исследование показало, что значимых различий в уровне креативности между «гуманитариями» и «технарями» нет. При этом сама степень креативности студентов снизилась: средние показатели по шкалам «оригинальность» и «гибкость» оказались ниже, чем у школьников 9-11 классов в 1994 году. Одна из причин этого, по мнению педагогов, может быть связана с подготовкой к ЕГЭ. Впрочем, другие показатели нынешней учащейся молодежи стали выше статистических норм.
Взаимосвязь креативности и академической успеваемости студентов оценивалась в рамках такого предмета, как иностранный язык. «Развитие креативных навыков у студентов — один из актуальных трендов современной системы высшего образования в России и за рубежом. Несмотря на наличие ряда исследований, посвященных способам развития креативности, вопрос о связи ее уровня с профилем обучения студентов и их академической успешностью в освоении иностранного языка остается открытым, — рассказала доцент кафедры английской филологии и перевода ТюмГУ Ирина Белякова.
— Результаты работы свидетельствуют о необходимости усиления мер, направленных на развитие креативного мышления студентов, включая создание внешних условий стимулирования творческой деятельности. Необходим педагогический мониторинг креативности и проведение мероприятий по развитию креативного потенциала преподавателей».
По результатам тестирования 300 студентов 1–4 курсов ТюмГУ и Тюменского индустриального университета гуманитарных и технических специальностей показатель оригинальности мышления (то есть способности выдвигать нестандартные идеи) у всех опрашиваемых находится на невысоком уровне. Любопытно, что значения по данной шкале у студентов оказались ниже, чем средние показатели, полученные при стандартизации методики Торранса в 1994 году на 500 школьниках из Москвы.

Так, 26 лет назад школьники демонстрировали показатель на уровне 11,0, в то время как современные студенты — в диапазоне от 8,8 до 9,94. Аналогичные данные ученые получили и по шкале гибкости мышления: у школьников в 1994 году этот показатель находился на уровне 8, в то время как у нынешних студентов — от 7,49 до 8,49 (только учащиеся специальности «Нефтегазовое дело» показали результаты выше статистической нормы).
«На наш взгляд, такой результат является отражением негативной тенденции, констатируемой сегодня педагогами системы общего и высшего образования в целом. Клиповое мышление, поверхностное скольжение по информации (в данном случае – заданиям теста) – вот характерные черты современного молодого человека. Еще одним объяснением может быть «натаскивание» вчерашних школьников на тесты для успешной сдачи единых государственных экзаменов в течение трех лет подряд: с 9 по 11 классы. Все это приводит к стандартизированному мышлению, поиску типичных, шаблонных ответов и снижает оригинальность», — считают исследователи.
Одновременно с этим показатель разработанности выдвинутой, пусть и неоригинальной, идеи, оказался очень высоким. При норме среднего значения разработанности в 40,4, полученные тюменцами значения существенно выше – 70,25 (среднее по общей выборке). «Это означает, что студенты привыкли проявлять особое усердие и старательность в работе, что может быть определенным преимуществом в учебе», — пояснила доцент кафедры общей и социальной психологии ТюмГУ Юлия Мурзина.
О другом интересном факте ученые узнали в результате корреляционного анализа креативности и успешности обучения. Обнаружилась значимая взаимосвязь между академической успеваемостью по английскому языку и шкалой теста Торранса – разработанностью (p = ,005). Из этой взаимосвязи становится понятно, что качество прорисовки деталей в рисуночных ответах значимо взаимосвязано с общей успеваемостью по предмету.
Авторы пришли к выводу: не столько оригинальность идей и гибкость мышления, сколько усердие и старательность в выполнении заданий у нынешних студентов наиболее важны для академической успеваемости. По крайней мере, это касается иностранного языка, по которому и проводилось тестирование. Результаты исследования будут полезны преподавателям иностранного языка, разработчикам образовательных программ и специалистам, интересующимся проблемами взаимоотношений языка и мышления.
Австралийские археологи обнаружили редкий клад каменных орудий на западе штата Квинсленд. В яме на берегу пересыхающего водоема лежали 60 совершенно новых тесел, изготовленных в XIX веке. Ученые установили, что это был «торговый пакет», подготовленный для обмена в экономической сети аборигенов. Владелец не смог забрать ценный груз, вероятно, из-за конфликта с европейскими поселенцами.
В Передовой инженерной школе КНИТУ-КАИ (ПИШ КАИ) действуют временные научные коллективы (ВНК), работающие над реальными инженерными задачами. Одним из наиболее ярких результатов стала работа ВНК-4, созданного для развития технологий в области легких авиационных систем. Проект реализуется под руководством Никиты Сёмина, который также возглавляет специальное образовательное пространство (СОП) ПИШ КАИ «Авиамоделирование».
В Москве 2 декабря прошел XII Конгресс «Инновационная практика: наука плюс бизнес». Организаторами мероприятия выступили компания «Иннопрактика» и Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Конгресс объединил 19 мероприятий, в которых приняли участие более 2000 человек. Среди участников были первые лица и ведущие специалисты государственных структур, крупных российских корпораций, институтов развития, инвестиционных компаний, представители вузов, научно-исследовательских институтов и высокотехнологичных российских компаний. Впервые на площадке Конгресса работала территория «Научи примером». Спикеры площадки в интерактивных форматах продемонстрировали, как инновационный менталитет работает в реальных проектах.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Австралийские археологи обнаружили редкий клад каменных орудий на западе штата Квинсленд. В яме на берегу пересыхающего водоема лежали 60 совершенно новых тесел, изготовленных в XIX веке. Ученые установили, что это был «торговый пакет», подготовленный для обмена в экономической сети аборигенов. Владелец не смог забрать ценный груз, вероятно, из-за конфликта с европейскими поселенцами.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Человеческие языки разнообразны, но это разнообразие ограничивается повторяющимися закономерностями. Пытаясь описать правила, которым подчиняются различия в грамматике, лингвисты сформулировали ряд так называемых грамматических универсалий — утверждений, предположительно верных для всех или большинства языков мира. Международная команда ученых провела статистический анализ на материале 2430 языков и обнаружила, что соответствующими действительности можно считать около трети таких утверждений.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
