Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Российские студенты стали менее креативными, но более усердными
Ученые ТюмГУ оценили взаимосвязь креативности и академической успеваемости у студентов гуманитарного и технического профилей. Исследование показало, что значимых различий в уровне креативности между «гуманитариями» и «технарями» нет. При этом сама степень креативности студентов снизилась: средние показатели по шкалам «оригинальность» и «гибкость» оказались ниже, чем у школьников 9-11 классов в 1994 году. Одна из причин этого, по мнению педагогов, может быть связана с подготовкой к ЕГЭ. Впрочем, другие показатели нынешней учащейся молодежи стали выше статистических норм.
Взаимосвязь креативности и академической успеваемости студентов оценивалась в рамках такого предмета, как иностранный язык. «Развитие креативных навыков у студентов — один из актуальных трендов современной системы высшего образования в России и за рубежом. Несмотря на наличие ряда исследований, посвященных способам развития креативности, вопрос о связи ее уровня с профилем обучения студентов и их академической успешностью в освоении иностранного языка остается открытым, – рассказала доцент кафедры английской филологии и перевода ТюмГУ Ирина Белякова.
– Результаты работы свидетельствуют о необходимости усиления мер, направленных на развитие креативного мышления студентов, включая создание внешних условий стимулирования творческой деятельности. Необходим педагогический мониторинг креативности и проведение мероприятий по развитию креативного потенциала преподавателей».
По результатам тестирования 300 студентов 1–4 курсов ТюмГУ и Тюменского индустриального университета гуманитарных и технических специальностей показатель оригинальности мышления (то есть способности выдвигать нестандартные идеи) у всех опрашиваемых находится на невысоком уровне. Любопытно, что значения по данной шкале у студентов оказались ниже, чем средние показатели, полученные при стандартизации методики Торранса в 1994 году на 500 школьниках из Москвы.
Так, 26 лет назад школьники демонстрировали показатель на уровне 11,0, в то время как современные студенты — в диапазоне от 8,8 до 9,94. Аналогичные данные ученые получили и по шкале гибкости мышления: у школьников в 1994 году этот показатель находился на уровне 8, в то время как у нынешних студентов — от 7,49 до 8,49 (только учащиеся специальности «Нефтегазовое дело» показали результаты выше статистической нормы).
«На наш взгляд, такой результат является отражением негативной тенденции, констатируемой сегодня педагогами системы общего и высшего образования в целом. Клиповое мышление, поверхностное скольжение по информации (в данном случае – заданиям теста) – вот характерные черты современного молодого человека. Еще одним объяснением может быть «натаскивание» вчерашних школьников на тесты для успешной сдачи единых государственных экзаменов в течение трех лет подряд: с 9 по 11 классы. Все это приводит к стандартизированному мышлению, поиску типичных, шаблонных ответов и снижает оригинальность», – считают исследователи.
Одновременно с этим показатель разработанности выдвинутой, пусть и неоригинальной, идеи, оказался очень высоким. При норме среднего значения разработанности в 40,4, полученные тюменцами значения существенно выше – 70,25 (среднее по общей выборке). «Это означает, что студенты привыкли проявлять особое усердие и старательность в работе, что может быть определенным преимуществом в учебе», – пояснила доцент кафедры общей и социальной психологии ТюмГУ Юлия Мурзина.
О другом интересном факте ученые узнали в результате корреляционного анализа креативности и успешности обучения. Обнаружилась значимая взаимосвязь между академической успеваемостью по английскому языку и шкалой теста Торранса – разработанностью (p = ,005). Из этой взаимосвязи становится понятно, что качество прорисовки деталей в рисуночных ответах значимо взаимосвязано с общей успеваемостью по предмету.
Авторы пришли к выводу: не столько оригинальность идей и гибкость мышления, сколько усердие и старательность в выполнении заданий у нынешних студентов наиболее важны для академической успеваемости. По крайней мере, это касается иностранного языка, по которому и проводилось тестирование. Результаты исследования будут полезны преподавателям иностранного языка, разработчикам образовательных программ и специалистам, интересующимся проблемами взаимоотношений языка и мышления.
«Яндекс» внедряет нейросетевые технологии с 2010-х годов — этому предшествовало много лет исследований в сфере машинного обучения. Со временем такие разработки сделали сервисы компании удобнее и быстрее: например, сегодня пользователи «Поиска» получают более подробные ответы на свои запросы, в которых могут комбинировать текст и изображение.
Инженеры Федеральной политехнической школы Лозанны (Швейцария) сконструировали мультимодального робота, который может не только взлетать, но и ходить, и прыгать, как птицы. Крылатый дрон способен так же легко, как пернатые, перемещаться как в наземной, так и в воздушной среде. При этом за мощные ноги ему не надо расплачиваться дополнительным весом — это позволит найти новые решения для взлета беспилотников и самолетов в сложных условиях.
Увидеть обратную сторону Луны с земной поверхности нельзя. Тем не менее эта малоизученная часть естественного спутника постепенно раскрывает свои секреты: летом 2024 года китайская автоматическая межпланетная станция «Чанъэ-6» доставила на Землю образцы грунта из южной части бассейна Аполлон, расположенного к северо-востоку от самого большого и древнего лунного кратера (бассейн Южный полюс — Эйткен). Подробный анализ грунта позволил точно определить возраст пород и заключить, что в прошлом на обратной стороне Луны активно извергались вулканы.
Американская лунная программа «Артемида» предусматривает экспедиции длительностью от нескольких дней до долгих недель и даже месяцев, но луномобиля для передвижения экипажа по поверхности спутника Земли на сегодня нет. Поэтому космическое агентство США продумывает план действий на случай, если астронавты окажутся далеко от базы и кто-то из них внезапно не сможет идти самостоятельно.
Сражались ли амазонки на территории нашей страны, как развивались первые крупные города и чем древний геном выносливее современного — об этом нам рассказал Харис Мустафин, заведующий лабораторией исторической генетики, радиоуглеродного анализа и прикладной физики МФТИ.
Последние полвека темпы развития науки снижаются. В быту это пока незаметно, потому что от фундаментального открытия до его реализации в технике проходят десятки лет. Но замедление длится слишком долго, то есть вскоре мы столкнемся с замедлением развития техники в целом. Naked Science решил дать перевод видео физика и популяризатора Сабины Хоссенфельдер на эту тему. Что же не так с современной наукой и можно ли что-то исправить?
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Обсерватории постоянно улавливают «мигающие» радиосигналы из глубин Вселенной. Чаще всего их источниками оказываются нейтронные звезды, которые за это и назвали пульсарами. Но к недавно обнаруженному источнику GLEAM-X J0704-37 они, по мнению астрономов, отношения не имеют.
Многие одинокие люди считают, что окружающие не разделяют их взглядов. Психологи из США решили проверить, так ли это на самом деле, и обнаружили общую особенность у людей с недостаточным количеством социальных связей.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии