• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
17.05.2022
Татьяна Федина
3 370

Психологи рассказали, как правильно мотивировать учащихся во время экзаменов

5.1

С началом периода сдач экзаменов родители и преподаватели начинают искать различные способы мотивировать школьников и студентов к успешной учебе. Согласно исследованиям психологов, подходы к мотивации должны различаться — в зависимости от уровня уверенности в себе того, кого вы собрались мотивировать.

© Мистер Бин/Mr Bean / Автор: Татьяна Соловьёва

Доктор Ричард Ремедиос, адъюнкт-профессор психологии мотивации и вовлеченности студентов в Школе социальных наук Ноттингемского Трентского университета (Великобритания), работал с коллегами над изучением того, как мотивирующие фразы воспринимаются студентами, которые готовятся к выпускным экзаменам в Англии. В исследовательские проекты входили опросы о том, какие типы мотивирующих сообщений они получают от родителей, а в предыдущих исследованиях проводили опросы о подобных сообщениях от учителей.

Результаты опросов показали, что эффективность сообщения зависит не от того, что оно собой представляет, а от того, как воспринимается. Как говорится, красота в глазах смотрящего. А мотивация — в ушах слушающего.

Например, вот так звучит распространенная мотивационная фраза, используемая преподавателями: «Если вы не будете усердно работать, не получите оценок, которые необходимы для поступления в университет». Этот тип сообщения фокусируется на негативных последствиях плохой работы и, по сути, представляет собой призыв испытать страх.

Исследования показали, что эффект от подобной фразы сильно зависит от изначального уровня уверенности ученика. Уверенные в себе учащиеся воспримут призыв к страху как вызов, который их мотивирует. А вот у тех, кто менее уверен в себе, реакция на такой призыв приведет к повышению уровня тревожности, а мотивация может не окрепнуть.

Первоначальные результаты исследования мотивирующих фраз родителей показали, что учащихся мотивирует стремление сделать так, чтобы родители ими гордились, но этот же мотив связан с беспокойством. А вот более обнадеживающие фразы, например «сдача экзаменов — это не конец света», оказались положительно связаны с уверенностью учащихся.

Помимо этого, учеников и студентов спросили, насколько они согласны с некоторыми утверждениями. К примеру: «Когда родители напоминают вам о предстоящих экзаменах, вызывает ли это желание прекратить подготовку?» Хотя уверенные в себе студенты, как правило, не соглашались с подобным утверждением, неуверенные — соглашались. Значит, постоянное напоминание об экзаменах для неуверенного в себе ученика может привести к проблемам, а не к пользе.

Как отметил доктор Ремедиос, их работа отличается тем, что вместо того, чтобы фокусироваться на тех или иных фразах, которые считаются дающими положительный или отрицательный эффект, они сфокусировались на восприятии одних и тех же фраз разными учениками. Ученые делали выводы на основании индивидуальных особенностей учащихся и пришли к выводу, что их реакция в большой степени зависит от уверенности в себе.

Главная идея исследования заключается в следующем: ученики с меньшей вероятностью будут испытывать тревогу или беспокойство, если фразы, которые они слышат, в большей степени основаны на идее, что все будет хорошо. Между тем напоминания о плохих последствиях не мотивируют, а вызывают беспокойство и тревогу.

Как подчеркивают авторы работы, к счастью, родители обычно хорошо понимают степень уверенности своих детей. Ученые советуют использовать это понимание, чтобы помогать ребенку, а не вредить. Иначе говоря, если вы знаете, что он не уверен в своих знаниях, лучше не напоминать об экзаменах, а только поддержать, если ребенок заговорит о них сам. И ни в коем случае не делать акцент на негативных последствиях.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
21 июня
Nadya

Земля начала формироваться примерно 4,5 миллиарда лет назад. Чтобы понять, как это происходило в ранние периоды развития нашей планеты, ученые ищут образцы древних горных пород. Одну из таких, возрастом почти 3,5 миллиарда лет, обнаружили рядом с городом Колли в Австралии.

21 июня
Александр Березин

Разные группы ученых предсказывали существование реликтовых гравитационных волн еще десятки лет назад. Однако, когда такое открытие в 2020-х годах действительно сделали, оказалось, что обнаруженные гравиволны несовместимы практически со всеми конкретными предсказаниями, кроме одного.

Сегодня, 11:35
Андрей

Палеонтологи обнаружили нового рогатого динозавра на границе Канады и США — животное прозвали локицератопсом в честь бога Локи из скандинавских мифов. Однако факт, что это самостоятельный вид, будет оспариваться, потому что у локицератопса было исключительно много соседей. И судя по всему, в Северной Америке открыли еще далеко не всех динозавров.

21 июня
Nadya

Земля начала формироваться примерно 4,5 миллиарда лет назад. Чтобы понять, как это происходило в ранние периоды развития нашей планеты, ученые ищут образцы древних горных пород. Одну из таких, возрастом почти 3,5 миллиарда лет, обнаружили рядом с городом Колли в Австралии.

20 июня
МПСУ

Эмоциональное выгорание ИТ-специалиста напрямую связано с его личностными характеристиками. С профессиональными перегрузками и стажем связи нет. К такому выводу пришли ученые МПСУ, которые исследовали ИТ-специалистов двух компаний. Жизнестойкость, то есть способность человека выдерживать стрессовые ситуации без снижения успешности деятельности, в совокупности с внутренней положительной мотивацией формируют иммунитет к эмоциональному выгоранию специалиста в ИТ-сфере. Блокаторами стали интерес к работе и профессиональная удовлетворенность.

21 июня
Александр Березин

Разные группы ученых предсказывали существование реликтовых гравитационных волн еще десятки лет назад. Однако, когда такое открытие в 2020-х годах действительно сделали, оказалось, что обнаруженные гравиволны несовместимы практически со всеми конкретными предсказаниями, кроме одного.

21 июня
Nadya

Земля начала формироваться примерно 4,5 миллиарда лет назад. Чтобы понять, как это происходило в ранние периоды развития нашей планеты, ученые ищут образцы древних горных пород. Одну из таких, возрастом почти 3,5 миллиарда лет, обнаружили рядом с городом Колли в Австралии.

24 мая
Игорь Байдов

С помощью космических и наземных телескопов международная команда астрономов открыла похожий на нашу планету мир в так называемой зоне обитаемости, позволяющей воде существовать на поверхности тела в жидком состоянии. По космическим меркам экзопланета находится достаточно близко к Земле и, вероятно, представляет собой скалистый мир с благоприятным для жизни климатом. Подобные миры астрономы открывают крайне редко.

27 мая
Андрей

Европейские гляциологи, используя первые снимки Восточной Антарктиды 1937 года, а также фотографии середины XX века и современные спутниковые данные, отследили, как менялись ледники в этом регионе на протяжении 85 лет.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно