18.12.2020
2 623

Астрономы обнаружили межгалактическую «нить» газа длиной в 50 миллионов световых лет

4.6

Наблюдая за слиянием далеких скоплений галактик, ученые различили длинный газовый филамент, протянувшийся между ними на рекордное расстояние — почти в полсотни миллионов световых лет.

«Паутина» крупномасштабной структуры Вселенной: взгляд художника
«Паутина» крупномасштабной структуры Вселенной: взгляд художника / ©Volker Springel

Обычная, непосредственно доступная нам барионная материя составляет лишь небольшую часть Вселенной. Мало того, около половины самой барионной материи тоже практически невозможно наблюдать напрямую. Это вещество не образует звезд и галактик, а рассеяно в виде гигантских нитей «космической паутины». Филаменты, протянутые между галактиками и скоплениями галактик, наполнены горячим, но крайне разреженным газом, поэтому обнаружить их — нелегкая задача.

«Из этой формы материи состоят звезды, планеты и мы сами. До сих пор она ускользает от нашего взгляда, — объясняет профессор Боннского университета Томас Райприх (Thomas Reiprich). — Из-за колоссальной протяженности филаментов вещество в них крайне разрежено. Оно содержит меньше 10 частиц на кубометр, куда меньше самого глубокого вакуума, который мы способны создать на Земле».

Система Abell 3391 — Abell 3395 в оптическом диапазоне, с наложением рентгеновской картинки eROSITA. Контуры соответствуют снимку ASKAP на радиоволнах / ©Reiprich et al., 2020

Неудивительно, что большая часть наших знаний о газовых филаментах получена с помощью теоретических расчетов и компьютерных моделей. Однако недавно профессору Райприху и его коллегам удалось наблюдать такие филаменты в далекой системе Abell 3391 — Abell 3395, расположенной от нас на расстоянии в 700 миллионов световых лет. Эта гигантская система включает три взаимодействующих друг с другом скопления галактик, находящихся на ранних стадиях слияния.

Слева — предсказания модели, справа — данные реальных наблюдений телескопа eROSITA / ©Reiprich et al., 2020

Астрономы рассмотрели ее с помощью космического рентгеновского телескопа eROSITA и наземного радиоинтерферометра ASKAP. На полученных изображениях можно различить не только множество отдельных галактик, но и пару газовых филаментов. Один из них, соединяющий два основных скопления системы, протянулся на поразительные 49 миллионов световых лет. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics.

Авторы подчеркивают, что полученная картина прекрасно согласуется с результатами моделирования космологических процессов. «Это подтверждает, что общепринятые модели эволюции Вселенной верны», — добавляет профессор Райприх. Симуляции показывают, что другие группы и скопления галактик тоже должны располагаться на подобных филаментах, двигаясь вдоль них к узлам, подобным Abell 3391 — Abell 3395.