Гаджеты и дети: давать нельзя запретить
20 минут
Редакция
1

Гаджеты и дети: давать нельзя запретить

5.4

Среднестатистический семилетний европеец проводит у экрана гаджета больше года своей пока еще недолгой жизни, 18-летний – уже более четырех лет. Но так ли страшен смартфон, как его малюют? Смотря чем занимается ребенок, глядя в экран.

Гаджеты и дети: давать нельзя запретить
Гаджеты и дети: давать нельзя запретить

Стоит ли давать в руки малышу гаджет – вопрос открытый. Не только для родителей, но и для ученых. Исследования по этому поводу нередко дают разные результаты. Да и охватить могут лишь отдельные аспекты проблемы. 

Было – стало 

Между тем жизнь современного поколения, в отличие от прошлого, изменилась кардинально. Достаточно рассмотреть основные стадии развития ребенка, проанализировав, чем он занимался каких-то 10-20 лет назад, а чем – теперь. 

Первая стадия – младенчество – начинается с рождения и длится до одного-полутора лет. В этот период самое главное в жизни ребенка – эмоциональное общение с мамой или с тем, кто ее заменяет. Именно в это время складывается базовое доверие или недоверие к миру и развивается мелкая моторика. В целом изменений на этом этапе немного, разве что современные дети более ограничены в движениях и перемещении по сравнению со сверстниками прошлых лет: их стараются запереть в манеж, зафиксировать, много времени им приходится проводить в машине. 

Чтобы ребенку, пристегнутому к детскому креслу, не было скучно, – ему вручается гаджет. То же самое бывает, к примеру, в очереди в поликлинику. Так проходит их первое знакомство. 

В раннем детстве – от полутора до трех лет – активно развиваются речь, внимание, мышление, восприятие, происходит изучение окружающего мира. В этот период важно привлекать ребенка к домашним делам, вместе наблюдать за природой, что и делали дети прошлых лет. Сегодня многие из них куда чаще смотрят мультики на планшете, чем копаются в песочнице. 

Задача следующего периода (дошкольное детство), который продолжается вплоть до шести лет, – развить у ребенка не только речь, но и самоидентичность, для чего нужны ролевые игры, общение и предметная деятельность. Раньше мальчики дошкольного возраста ходили с отцом на рыбалку, копались с ним в гараже, девочки помогали маме готовить или играли в куклы. Сегодня в этом возрасте гаджеты стремительнее входят в жизнь детей. По данным ЮНЕСКО, 93 процента современных малышей трех-пяти лет смотрят в экран 28 часов в неделю, то есть порядка четырех часов каждый день, что намного превосходит время общения со взрослыми. 

Не менее печальна статистика развития речевых способностей. В середине 1970-х проблемы с речью наблюдались у четырех процентов детей в Европе. Сегодня эта цифра выросла до 25 процентов. Дело в том, что малышу мало слышать речь с экрана телевизора или планшета – ему необходима тренировка, то есть непосредственное общение. 

В младшем школьном возрасте – от шести до 11 лет – развиваются интеллектуальная сфера, произвольное внимание и память, умение действовать по правилам, ребенок стремится к самоутверждению, активно осваивает навыки общения, учится находить друзей. В этот период важны настольные развивающие и подвижные игры, и именно тогда ребенок может познакомиться и с электронными. Так и было раньше. Сейчас ребенок к этому возрасту уже не просто знаком с гаджетами – он буквально пропадает в смартфоне. 

Не для маленьких 

Но обратимся к специалистам. В прошлом году канадские ученые (Шэри Медиган, Диллон Браун и Николь Расин из Университета Калгари) завершили пятилетнее исследование, в котором участвовали почти 2,5 тысячи детей из Канады (47,9 процента из них – мальчики) и которое было посвящено интеллектуальному развитию детей. В среднем двухлетние малыши проводили с гаджетами около 17 часов в неделю, трехлетние – 25 часов, пятилетние – 10,8 часа. Когнитивное развитие оценивалось при помощи теста ASQ-3 – это методика, которая выявляет прогресс в развитии у детей в возрасте от месяца до пяти лет. 

Вердикт ученых оказался неумолим: если время сидения перед экраном детей в возрасте двух-трех лет будет больше, то это приведет к замедлению роста умственных способностей к трем-пяти годам. При этом обратной связи исследователи не обнаружили – это означает, что изначально низкие показатели интеллекта не приводят к тому, что ребенок станет больше времени проводить за экраном. 

«Развивалки» не работают 

Еще один вывод ученых – на этот раз индийских. Год назад завершилось долгосрочное исследование по этому поводу. Ученые из Технологического института (Нетеджи Сабхас и Савита Ядав) смотрели, как влияют различные развивающие ютьюб-видео на детей в возрасте от шести месяцев до двух лет. Как мы помним, в этот период ребенок учится новым словам и их активному использованию. Для этого ему нужны игры, общение с родителями или чтение ими книжек. Ту же благую цель преследуют и различные видео, а также всевозможные развивающие игры. 

В исследовании участвовали 55 детей (на начальном этапе всем им было не более полугода, в конце – пять лет). Выяснилось, что обучающий эффект таких видео сомнителен: малыши запоминали новые слова лишь после того, как их произносили родители. Интеллектуального развития не наблюдалось. Более того, специалисты отметили, что из всех видео дети отдавали предпочтение бессмысленным: красочной рекламе, видео, где показаны игрушки и воздушные шары или несколько танцоров. Ученые пришли к выводу, что развивающие передачи, мультики или игры не вносят никакого вклада в развитие маленького ребенка, не могут научить его чему-то новому, а все, на что они способны, – развлечь и отвлечь. 

Гаджеты: 6+ 

В каком возрасте стоит знакомить ребенка с планшетом или смартфоном, никто не знает, но, похоже, раньше шести лет делать это стоит лишь очень ограниченно. Впрочем, вопрос еще и в том, насколько «залипают» в гаджеты сами родители. Ребенок – зеркало своих воспитателей, он стремится быть похожим на них: даже если они принципиально не будут давать ему телефон, но при этом сами «срослись» с ним, малыш это запомнит. И гаджет станет для него запретным плодом – получить нельзя, но очень хочется. 

А когда уже станет можно (это неизбежно произойдет) – может случиться страшное: ребенок начнет компенсировать все, что, по его мнению, он недополучил. В итоге он рискует стать крайне зависимым от этого предмета. Поэтому родителям также стоит ограничивать свое «времяпрепровождение» с девайсом и полностью не лишать малыша знакомства с ним – в мире технологий это может лишь навредить. Но ограничивать их «общение» необходимо. 

Мнение педиатров по этому поводу таково: детям в возрасте от одного года до двух лет рекомендуется давать гаджет не более чем на несколько минут в день. Малышам трех-четырех лет – до одного часа, дошкольникам и младшим школьникам (пять-десять лет) – от одного до полутора часов в день соответственно. 

А что же подростки? 

С ними проще и сложнее одновременно. Психологи из Оксфордского университета не так давно провели масштабное исследование, в котором участвовали более 355 тысяч человек. Ученые пытались понять, есть ли связь между психическими отклонениями у подростков и использованием гаджетов. Выяснилось, что некоторая зависимость между этими факторами есть, но она мала: всего около 0,4 процента. Почти такое же влияние на этот показатель оказывает потребление в пищу молока и картофеля, то есть статистически никакого. То, что действительно способно пошатнуть психическое здоровье подростка, как выяснили ученые, было известно и без них. Это курение сигарет, марихуаны, а также драки и травля среди сверстников. Положительно коррелируют с психическим здоровьем, как ни банально, полноценный сон, регулярный завтрак и употребление в пищу овощей и фруктов. 

С другой стороны, важно, для чего именно подросток использует свой гаджет. И здесь выводы уже не столь однозначны. 

Так, американские ученые из Техасского технологического университета в Люббоке в январе 2016 года опубликовали неутешительные данные о связи видеоигр и склонности к самоубийству у подростков обоих полов. Выводы таковы, что связь есть – и существенная. Правда, стоит помнить, что суицид в принципе достаточно «популярная» смерть у американских тинейджеров. Так, в 2013 году в США число смертей по причине самоубийства среди студентов колледжей достигло 4878 человек. Между тем 70 процентов американских подростков признаются в увлечении видеоиграми. 

Исследователи выяснили также, что не столь важен жанр игры, сколько количество времени, которые школьники ей уделяют. Чем больше, тем хуже. Хотя в случае игр в жанре экшен связь с риском развития склонности к суициду все же есть, но здесь, опять же, все зависит от количества времени, которое подросток тратит на игру. 

А вот долгосрочное исследование ученых из Германии (из Института человеческого развития общества Макса Планка), результаты которого были опубликованы в марте 2018 года, показало, что после двух месяцев ежедневной игры в GTA V агрессивность пользователей не возрастает. Правда, речь шла не о внутренней агрессии (склонности к самоуничтожению), а о внешней, направленной на окружающий мир. Да и в эксперименте принимали участие не дети, а взрослые: 48 женщин и 42 мужчины, средний возраст которых – 28 лет. Некоторые другие исследования говорят лишь о краткосрочной внешней агрессии после таких игр. В целом эти люди не несут большей угрозы окружающим, чем другие. Но речь о взрослых. По детям достоверных данных пока нет. 

Социальные сети – зло

Печальными оказались и результаты другого исследования, опубликованного в прошлом году и проведенного учеными из Университета Южной Калифорнии под руководством Адама Левенталя. В течение двух лет ученые наблюдали за 2587 подростками (средний возраст – 15,5 года). Выяснилось, что среди тех, кто пользовался интернетом редко, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) наблюдался всего в пяти процентах случаев, те же, кто часто заходил в Сеть (от 12 до 14 раз в день), страдали симптомами СДВГ в 11-16 процентах случаев. Но более всего синдром дефицита внимания характерен для пользователей, кто из всех интернет-активностей предпочитает социальные сети. 

Стоит помнить, что СДВГ серьезная вещь: он отвечает за нарушение синтеза «гормонов счастья» – нейромедиаторов серотонина и дофамина. Кроме того, дети, для которых характерен этот синдром, испытывают трудности с концентрацией внимания и отличаются импульсивностью. 

Тем не менее авторы статьи отмечают, что связь между наличием СДВГ и интернет-зависимостью хоть и есть, но довольно слабая. Чтобы подтвердить ее окончательно, нужно больше исследований. Между тем другая группа ученых – из Пенсильванского университета под руководством Мелиссы Хант – в ноябре прошлого года опубликовала статью, где показала, что сокращение времени в соцсетях до 30 минут в день избавляет от чувства одиночества и уменьшает симптомы депрессии. А еще помогает снизить тревожность. 

Правда, выборка была небольшой – всего 143 человека. Так, одна группа участников в течение трех недель ограничивала времяпровождение в соцсетях, а другая пользовалась ими в обычном режиме. Самочувствие улучшилось у первой группы. В исследовании приняли участие, впрочем, не подростки, а студенты, но есть основание полагать, что аналогичная статистика может наблюдаться и у первых. Недаром педиатры не рекомендуют детям в возрасте от 11 до 13 лет пользоваться гаджетом или компьютером больше двух часов в день. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Вчера, 18:07
10 минут
София Жаботинская

Таковы итоги первой фазы клинических испытаний, проведенных исследователями из Китая. Ученые уже развернули вторую фазу тестов, результаты которой станут известны через шесть месяцев.

Вчера, 20:43
5 минут
София Жаботинская

Вирусы, живущие в клетках протобактерий SAR11, могут помогать разным штаммам этих микроорганизмов обмениваться генетическим материалом и получать конкурентное преимущество.

5 часов назад
2 минуты
Илья Ведмеденко

Предназначенный для отработки технологий космического корабля Starship аппарат SN4 взорвался после проведения огневых испытаний нового метанового двигателя.

Позавчера, 08:19
4 минуты
София Жаботинская

Внутрикорабельные костюмы членов экипажа Crew Dragon неудобны и выдерживают меньшие перегрузки, чем российские аналоги.

27 мая
37 минут
Александр Березин

После очень долгого перерыва США вновь пытаются запустить человека в космос своими силами. Но если с ракетами и кораблем у них сейчас все лучше, чем у стран-конкурентов, то со скафандрами не все так гладко. Они заметно неудобнее и тяжелее — что приводит к большим проблемам, вплоть до отваливающихся ногтей на пальцах астронавтов. Почему так вышло — в интервью Naked Science рассказал конструктор скафандров Николай Моисеев.

25 мая
4 минуты
София Жаботинская

Создатели препарата добровольно ввели себе собственную разработку и, как сообщает руководитель центра имени Гамалеи, добились успеха.

14 мая
6 минут
София Жаботинская

Две-три чашки кофе в день обеспечивают уменьшение как подкожного, так и висцерального жира у женщин — по сравнению с теми, кто пьет кофе реже или не пьет совсем.

18 мая
47 минут
Александр Березин

«Новая газета» обратила внимание, что в статистике столицы — эпицентра коронавирусной эпидемии в России — в апреле 2020 года виден аномальный всплеск смертей. Он в разы превышает официальные цифры гибели людей от Covid-19. Власти опять скрывают? Naked Science внимательно присмотрелся к ситуации и обнаружил, что дело совсем в другом факторе, никак не связанном с новой болезнью. Рассказываем, о чем речь.

2 мая
40 минут
Александр Березин

Криптовалюты защищены от инфляции, обесценивающей даже доллар всемеро за полвека. Их второе поколение – пока состоящее из одного только дуровского грама – еще и сможет быть повседневным средством платежей, что недоступно для биткойна. Вроде бы, все хорошо, но на самом деле внедрение конкретно этой новой технологии обещает большие потрясения всем экономикам мира. Если, конечно, Штаты не остановят этот чрезмерно амбициозный проект. Попробуем разобраться, какой из этих вариантов вероятнее.

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий

ivankolupayev
10.03.2020
-
0
+
Я то думал с чего наше правительство так любит обваливать курс рубля? А это все для нашей же пользы - чтоб на гаджеты денег не осталось.
Подтвердить?
Лучшие материалы
Предстоящие мероприятия
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: