Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Психологическое благополучие старшеклассников связали с поддержкой учителей
Ведущий научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ Тамара Гордеева и ее коллега из Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета Олег Сычев изучили, какой вклад в психологическое благополучие старшеклассников вносят личностные установки и средовые факторы, такие как отношения с родителями, учителями и сверстниками. Выяснилось, что влияние всех трех групп «значимых других» в этом плане сопоставимо. Исследование показало существенную роль школьного климата — стиля общения педагогов с детьми и отношений в классе.
Результаты работы опубликованы в «Сибирском психологическом журнале». Подробнее — в материале IQ.HSE. Психологическое благополучие учащихся — один из важных результатов школьного образования. Оно помогает адаптироваться к трудностям, сохранять концентрацию на задачах и мотивацию. Между тем во всем мире за последние два десятилетия благополучие подростков снижается. Речь идет об уровне счастья, удовлетворенности жизнью, самооценке на фоне усиления депрессии, роста тревоги и чувства одиночества. Особенно это касается девочек.
При этом, несмотря на общемировой тренд, средние показатели благополучия российских старшеклассников, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), достаточно высоки. Вопрос в том, каковы его источники.
Ученые НИУ ВШЭ рассмотрели роль трех групп средовых предикторов благополучия (отношения с родителями, учителями и сверстниками), а также личностно-мотивационных факторов свыше 7600 подростков в возрасте 15 лет из 43 регионов страны (данные из исследования PISA 2018). При этом контролировались гендер респондентов и социально-экономический статус (СЭС) семьи, который совокупно репрезентирует профессиональный, образовательный и материальный статус родителей.
Исследователи построили модель зависимости психологического благополучия подростков от поддержки родителей, учителей, одноклассников и личностных факторов. Соответственно, благополучие стало зависимой переменной, а средовые и личностные характеристики — предикторами. При этом в модели контролировались пол и СЭС.
Оказалось, что самый сильный непосредственный предиктор психологического благополучия — общая самоэффективность. Несколько меньший вклад вносят чувство принадлежности к школе, целеустремленность и родительская поддержка. Воспринимаемая обратная связь от учителя тоже непосредственно влияет на благополучие.
Выяснилось также, что поддержка со стороны семьи и педагогов, а также ценность сотрудничества среди ровесников сказываются на психологическом благополучии в том числе опосредованно — через личностные факторы. Влияние родительской поддержки на благополучие частично опосредовано самоэффективностью. Доля опосредованного эффекта — свыше половины от общего.
Учительская поддержка также в значительной степени опосредованно сказывается на психологическом благополучии. Преподаватель, обеспечивая подростку обратную связь, поддерживает его веру в эффективность усилий и приверженность цели овладеть материалом. Это положительно действует на психологический комфорт ученика.
Ценность сотрудничества опосредованно влияет на благополучие через общую самоэффективность, чувство принадлежности к школе и учебные цели мастерства. В доброжелательной атмосфере у подростков укрепляется уверенность в действенности их усилий, «растут показатели продуктивного целеполагания и чувство связанности с другими школьниками», поясняют авторы исследования. При этом с СЭС семьи психологическое благополучие старшеклассников не связано.
Исследование показало, что на психологическом благополучии учеников, наряду с их личной целеустремленностью и уверенностью в своем потенциале, сказываются и средовые факторы. Поддержка со стороны педагогов, родителей и ровесников очень значима.
По мнению исследователей, выводы должна делать не только семья, но и школа. Учителям нужно стараться помочь подросткам и создавать дружелюбную атмосферу в классе. Также важно поддерживать у подростков стремление к компетентности.
Подобная высокая роль учителей культурно-специфична: в ряде других стран более «влиятельными» оказываются отношения ребят с родителями. Но в России для благополучия подростков не менее значим хороший контакт с преподавателями.
И семье, и школе стоит работать с целеустремленностью старшеклассников, желанием овладеть новыми компетенциями, повышать самоэффективность подростков. При психологических интервенциях важно учитывать, что девочки-подростки чувствуют себя менее счастливыми, чем юноши, заключают исследователи. Исследование выполнено при поддержке РНФ.
Во время недавних наблюдений карликовой планеты Квавар что-то неожиданно почти полностью закрыло ее собой. Астрономы уверены, что это не ее спутник Вейвот и не одно из двух известных колец этого маленького мира на краю Солнечной системы.
Периодически нейросети в своих ответах галлюцинируют, предлагая пользующимися их услугами людям выпить яд под видом лекарства и так далее. Новая научная работа показала, что эта проблема связана с самой природой нейросети. Хотя ее вероятность можно понизить, устранить полностью невозможно.
На юго-востоке Чехии археологи обнаружили не просто отдельные артефакты, а целый набор инструментов, который 30 тысяч лет назад носил с собой охотник-собиратель. Открытие дает представление о повседневной жизни этих людей, населявших территорию современной Центральной Европы.
Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.
Во время недавних наблюдений карликовой планеты Квавар что-то неожиданно почти полностью закрыло ее собой. Астрономы уверены, что это не ее спутник Вейвот и не одно из двух известных колец этого маленького мира на краю Солнечной системы.
Самая большая планета в Солнечной системе, всегда поражавшая воображение своими колоссальными размерами, немного сдала позиции. Новые высокоточные измерения орбитального зонда NASA показали, что Юпитер не такой большой и круглый, как считали астрономы последние 40 лет.
Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.
Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.
Все больше покупателей начинают отказываться от привычки делать покупки на маркетплейсах, а число новых продавцов на площадках практически не увеличилось. Аналитика показывает, что за первый квартал 2025 года — прирост селлеров составил всего 0,45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время, маркетплейсы активно расширяют сеть пунктов выдачи, особенно в регионах, где физическое присутствие всех брендов невозможно. Ученые Пермского Политеха рассказали, почему люди стали реже совершать покупки на маркетплейсах.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии