Открыт новый вид ската, названного «шестиглазым». Предполагается, что он водится только в России — Naked Science
10.11.2020

Российской-японская группа исследователей, в которую входит главный научный сотрудник ВНИРО и Биологического института ТГУ Алексей Орлов, открыла новый вид скатов. Неизвестный ранее представитель хрящевых рыб пойман в районе центральных Курил. Из-за внешних особенностей он получил название Bathyraja sexoculata – скат шестиглазый. Предполагается, что данный вид – эндемик, он обитает локально и только в водах России.

“Шестиглазый” скат / ©Фото из архива Ильи Гордеева и Алексея Орлова (ВНИРО)

Находка описана в статье, опубликованной в престижном международном научном журнале Zootaxa. «Несколько особей данного вида были пойманы моим коллегой из ВНИРО и МГУ Ильей Гордеевым во время коммерческого рейса на промысле северного одноперого терпуга в районе центральных Курил (остров Симушир), – рассказывает главный научный сотрудник ВНИРО и Биологического института (БИ) ТГУ Алексей Орлов.

– Научное название нового ската – Bathyraja sexoculata, что дословно означает «шестиглазый». Я предложил такой вариант из-за трех пар светлых пятен на диске и голове данного вида. Официальное же название «новичка» дано по месту вылова – симуширский скат». По словам ихтиолога, внешне новый вид мало отличим от близкородственных представителей подрода Arctoraja – скатов Смирнова Bathyraja (Arctoraja) smirnovi и щитоносного Bathyraja (Arctoraja) parmifera. Однако последовательность гена CO1 у находки оказалась уникальной, что и позволило установить статус данного вида как ранее неизвестного науке.

Алексей Орлов во время работы со скатами в музее естественных наук в Лондоне / © Фото из архива Ильи Гордеева и Алексея Орлова (ВНИРО)

После проведения генетической экспертизы российские ученые отправили сиквенсы (последовательности нуклеотидов) и фото японским коллегам Хаджиме Ишихаре и Рё Мисаве. Сравнив их с собственными генетическими данными уже известных скатов, отсутствовавшими в Генбанке, японские специалисты пришли к выводу, что обнаруженный вид является новым для науки.

Затем последовал их визит в Москву, в Зоомузей МГУ, куда сотрудники ВНИРО передали типовую серию – пять экземпляров скатов. В течение двух суток японские ихтиологи изучали данные экземпляры и убедились в правильности предварительных выводов. По результатам исследований подготовлена совместная научная статья, в которой авторы описывают морфологические и генетические особенности шестиглазого ската. Предположительно он является эндемиком, то есть имеет локальное распространение.

Японские ученые, участвовавшие в исследовании / © Фото из архива Ильи Гордеева и Алексея Орлова (ВНИРО)

«Многие северотихоокеанские скаты обладают широким ареалом и встречаются в соседних с российскими водах Японии или США. Данный вид пока известен только из вод центральных Курил, – говорит Алексей Орлов. – Насколько он широко распространен, покажут дальнейшие исследования. Но мой десятилетний опыт работы на северных Курилах показывает, что его там нет. Южнее – тоже маловероятно, поскольку распространению препятствуют глубокие Курильские проливы. Скорее всего, это локальный эндемик».

В описании нового вида принимали участие пятеро ученых: Алексей Орлов (ВНИРО, ТГУ, ДГУ, ИПЭЭ РАН, ПИБР ДНЦ РАН), Светлана Орлова (ВНИРО, Москва, Россия), Илья Гордеев (ВНИРО, МГУ, Москва, Россия), Рё Мисава (Тохокский национальный рыбохозяйственный институт, Хачинохе, Япония), Хаджиме Ишихара (W&I Associates Co. Ltd., Йокогама, Япония).

Российские и японские ихтиологи плотно взаимодействуют на протяжении многих лет. Так, в сентябре 2019 года двое российских экспертов — ученый БИ ТГУ Юрий Дылдин и ведущий научный сотрудник Тихоокеанского филиала ВНИРО Игорь Волвенко – приняли участие в работе над международным Красным списком акул, скатов и химер Международного союза охраны природы (IUCN), проводившейся на базе Университета Нагасаки.

По итогам недельной работы ученые определили природоохранный статус более 30 представителей класса хрящевых рыб, для которых в дальнейшем будут разработаны рекомендации по охране и рациональной эксплуатации, включая сокращение объемов вылова либо полное его прекращение. Годом ранее Юрий Дылдин и куратор ихтиологической коллекции Национального музея природы и науки в Токио Кейичи Мацуура выявили и описали новый вид рыбы фугу, который получил название «узорчатая собака-рыба».