Зубчатый вырост у рыбы-пилы делает ее невидимой для жертв — Naked Science
30.03.2017

Зубчатый вырост у рыбы-пилы делает ее невидимой для жертв

Плоский рострум позволяет пилорылому скату и почувствовать добычу, и остаться незамеченным для нее.

ryba

Длинный и плоский, усаженный крепкими зубцами вырост на рыле скатов Pristidae навсегда закрепил за ними название «рыбы-пилы». Такой рострум развился у них неспроста: верхняя плоскость его усеяна электрочувствительными клетками и помогает притаившемуся на дне скату следить за происходящим над ним. «Пила» используется и как «лопата» для поиска пищи в грунте, и как усеянная острыми зубьями дубина, размахивая которой, рыба может отбиться от врага или обездвижить жертву во время охоты.

Длина рострума может превышать четверть длины всего тела рыбы. Но как он сказывается на плавании этих скатов в воде? Выяснить это решили австралийские ученые: биолог Дэвид Морган (David Morgan), инженер Сэм Эванс (Sam Evans) и их коллеги из Университета Ньюкасла. Результаты этой работы они приводят в статье, опубликованной в The Journal of Fish Biology.

Ученые обратились к привычным методам современной инженерии. Они провели компьютерную томографию рострумов разных видов пилорылых скатов и составили детальные 3D-модели их формы. Модели использовались для компьютерной симуляции, в ходе которой авторы имитировали естественные движения рострума настоящей рыбы-пилы и выясняли, как вода обтекает его. Это позволило обнаружить еще одно неожиданное преимущество пилообразного рострума.

Оказалось, что длинный плоский вырост рассекает воду практически как нож, не создавая турбулентных завихрений и вибраций среды, – ученые сравнивают его с работой лопастей современных ветряных турбин. Эти вибрации служат рыбам (особенно придонным, где вода обычно довольно мутная) одним из основных источников информации и позволяет вовремя скрыться. Однако против рыбы-пилы она помогает хуже: можно сказать, что их рострум сформировался «по стелс-технологиям».

«Эти результаты показывают, что пилорылые скаты являются эффективными невидимыми охотниками, которые способны оставаться незамеченными для сенсорных органов боковой линии своих жертв», – заключают ученые.