• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
27.10.2021
НИУ ВШЭ
7
3 067

Невнимательность у девочек, в отличие от мальчиков, сильнее сказывается на успеваемости по математике

4.4

Ученые Института образования НИУ ВШЭ показали, что дети с высоким уровнем невнимательности демонстрируют более низкие достижения в математике в начальной школе, и это отставание больше выражено у девочек, чем у мальчиков. Для гиперактивности такой закономерности не обнаружено.

Невнимательность у девочек, в отличие от мальчиков, сильнее сказывается на успеваемости по математике / ©Getty images / Автор: Euclio Drusus

Статья об исследовании опубликована в журнале Research in Developmental Disabilities. Многие родители и преподаватели убеждены, что невнимательность и гиперактивность ребенка мешают ему достигать успехов в учебе. Это частично подтверждается научными исследованиями: дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) чаще не успевают в школе, имеют более низкие достижения, тратят больше времени на домашние задания и чаще остаются на второй год.

Однако проблема в том, что подобные исследования проводятся в основном на клинических выборках, когда ребенку поставлен официальный диагноз СДВГ. Между тем повышенный уровень невнимательности и гиперактивности может затруднять обучение в школе, даже если ребенок не имеет медицинского диагноза.

Известно, что диагноз СДВГ в целом и гиперактивность в частности чаще идентифицируются у мальчиков, чем у девочек. Частично это связано с имеющимися предубеждениями и стереотипами: когда девочка проявляет гиперактивность, это чаще объясняют ее чувствительностью или высокой коммуникабельностью, чем наличием нарушений поведения. Результаты исследований показывают, что девочки должны демонстрировать более высокий уровень нарушений поведения, чем мальчики, для того чтобы их поведение было отнесено к симптомам СДВГ. 

Большое количество исследований академических последствий СДВГ проведено на выборках, включающих в себя только мальчиков. Поэтому не до конца изучено, есть ли различия между мальчиками и девочками в том, как гиперактивность и невнимательность связаны с достижениями в учебе.

Чтобы это выяснить, исследователи из Центра психометрики и измерений в образовании Института образования (Юлия Кузьмина, Алина Иванова и Георгий Канонир) провели лонгитюдное исследование с участием 1026 первоклассников из 30 российских школ. Исследование было разделено на три этапа и в целом потребовало два года — от начала первого класса до окончания второго. На каждом этапе измерялись достижения детей в математике (инструмент СТАРТ), на втором этапе учителя также заполняли анкету о каждом ребенке, на основе которой можно было оценить уровень его невнимательности и гиперактивности. 

Исследователи не выделяли и не сравнивали группы детей с СДВГ и без, а рассматривали невнимательность и гиперактивность как латентные черты — непосредственно не наблюдаемые и представляющие собой некоторый континуум от более низкой к более высокой выраженности черты. При таком подходе высокий уровень выраженности черт может свидетельствовать о наличии нарушений поведения. 

Было обнаружено, что невнимательность связана с более низкими достижениями в математике как у девочек, так и у мальчиков. Гиперактивность, вопреки ожиданиям, была связана с более высокими математическими достижениями. Такой результат был получен в модели, которая учитывала уровень невнимательности детей. Если же связь между гиперактивностью и математикой оценивалась без учета уровня невнимательности, то значимых различий в математических достижениях между детьми с разным уровнем гиперактивности обнаружено не было.

«Можно предположить, что такой результат связан со спецификой оценки гиперактивности учителями. Возможно, педагоги склонны считать детей гиперактивными, если они энергичны, более эмоциональны и общительны в классе, и именно это активное поведение может быть положительно связано с их успеваемостью», — комментирует автор исследования, старший научный сотрудник Института образования ВШЭ Юлия Кузьмина

Интересно, что в начале первого класса девочки значительно уступали мальчикам в математике, но к концу второго класса разрыв между ними становился незначимым. Однако этот вывод не касался девочек с высоким уровнем невнимательности. В то время как мальчики с невнимательностью смогли приблизиться к своим ровесникам по уровню математических достижений к концу второго класса, девочки сохранили отставание.

Таким образом, девочки с высоким уровнем невнимательности демонстрировали более низкие результаты в математике как по сравнению с девочками с низким уровнем невнимательности, так и по сравнению с мальчиками с высоким уровнем невнимательности. По мнению авторов статьи, это может быть связано с тем, что невнимательность затрагивает когнитивный контроль, который, по некоторым данным, в большей степени связан с математическими достижениями у девочек, чем у мальчиков.

Эти выводы говорят о том, что невнимательность у девочек имеет более серьезные последствия для их математической успеваемости в долгосрочной перспективе. В целом невнимательность больше вредит успехам детей в учебе, по сравнению с гиперактивностью. И при этом невнимательность реже фиксируется вовремя. 
Ученые рекомендуют учителям и психологам обратить особое внимание на девочек с невнимательностью, даже если они не демонстрируют гиперактивного поведения и не нарушают дисциплину. Именно эти девочки оказываются в группе риска по возникновению проблем в освоении математики. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
12 часов назад
Наталия Лескова

Зачем нужно изучать ядра планет? Как зарождалась эта наука и почему она важна? Что такое гамма-всплески и зачем нам знать, откуда они идут? Остается ли Россия великой космической державой и зачем вообще это всё надо? Об этом рассказывает Игорь Георгиевич Митрофанов, руководитель отдела ядерной планетологии Института космических исследований РАН, доктор физико-математических наук, академик Международной академии астронавтики.

Позавчера, 11:31
Березин Александр

Несмотря на отмену попытки «экономичной» ловли первой ступени, шестой испытательный полет Starship был успешным. Корабль — вторая ступень системы впервые продемонстрировала возможность маневра на орбите. Первая ступень после приводнения неожиданно для всех смогла пережить два взрыва, не утратив плавучесть. Среди наблюдавших за испытанием был Дональд Трамп.

19 ноября
Андрей

Американские ученые проанализировали данные о поедании фекалий животными, чтобы выяснить, какие причины стоят за этим поведением и какие закономерности можно проследить. В результате они разделили всю выборку более чем из 150 видов на семь категорий по тому, что заставляет зверей питаться таким сомнительным продуктом.

16 ноября
Evgenia

Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.

15 ноября
Елизавета Александрова

Принято считать, что естественный спутник Земли возник в результате ее столкновения с другой планетой, но к этой версии есть вопросы. Теперь ученые предложили рассмотреть сценарий возможного захвата Луны притяжением Земли из пролетавшей мимо двойной системы.

19 ноября
Юлия Трепалина

Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.

30 октября
Елизавета Александрова

Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.

16 ноября
Evgenia

Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.

31 октября
Татьяна

Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.

[miniorange_social_login]

Комментарии

7 Комментариев
-
0
+
Комментарий удален пользователем или модератором...
-
0
+
Невнимательные девочки попадают в ад, а внимательные - куда захотят.
-
0
+
Это рекомендация работникам школ, где дозволяется работать тем, кто заявляет: "Я здесь не для того, чтобы вас учить, а чтобы ставить вам оценки и проверять домашние задания!"?..
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно