Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
  • Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
27.10.2021
НИУ ВШЭ
7
2 972

Невнимательность у девочек, в отличие от мальчиков, сильнее сказывается на успеваемости по математике

4.4

Ученые Института образования НИУ ВШЭ показали, что дети с высоким уровнем невнимательности демонстрируют более низкие достижения в математике в начальной школе, и это отставание больше выражено у девочек, чем у мальчиков. Для гиперактивности такой закономерности не обнаружено.

Невнимательность у девочек, в отличие от мальчиков, сильнее сказывается на успеваемости по математике / ©Getty images

Статья об исследовании опубликована в журнале Research in Developmental Disabilities. Многие родители и преподаватели убеждены, что невнимательность и гиперактивность ребенка мешают ему достигать успехов в учебе. Это частично подтверждается научными исследованиями: дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) чаще не успевают в школе, имеют более низкие достижения, тратят больше времени на домашние задания и чаще остаются на второй год.

Однако проблема в том, что подобные исследования проводятся в основном на клинических выборках, когда ребенку поставлен официальный диагноз СДВГ. Между тем повышенный уровень невнимательности и гиперактивности может затруднять обучение в школе, даже если ребенок не имеет медицинского диагноза.

Известно, что диагноз СДВГ в целом и гиперактивность в частности чаще идентифицируются у мальчиков, чем у девочек. Частично это связано с имеющимися предубеждениями и стереотипами: когда девочка проявляет гиперактивность, это чаще объясняют ее чувствительностью или высокой коммуникабельностью, чем наличием нарушений поведения. Результаты исследований показывают, что девочки должны демонстрировать более высокий уровень нарушений поведения, чем мальчики, для того чтобы их поведение было отнесено к симптомам СДВГ. 

Большое количество исследований академических последствий СДВГ проведено на выборках, включающих в себя только мальчиков. Поэтому не до конца изучено, есть ли различия между мальчиками и девочками в том, как гиперактивность и невнимательность связаны с достижениями в учебе.

Чтобы это выяснить, исследователи из Центра психометрики и измерений в образовании Института образования (Юлия Кузьмина, Алина Иванова и Георгий Канонир) провели лонгитюдное исследование с участием 1026 первоклассников из 30 российских школ. Исследование было разделено на три этапа и в целом потребовало два года — от начала первого класса до окончания второго. На каждом этапе измерялись достижения детей в математике (инструмент СТАРТ), на втором этапе учителя также заполняли анкету о каждом ребенке, на основе которой можно было оценить уровень его невнимательности и гиперактивности. 

Исследователи не выделяли и не сравнивали группы детей с СДВГ и без, а рассматривали невнимательность и гиперактивность как латентные черты — непосредственно не наблюдаемые и представляющие собой некоторый континуум от более низкой к более высокой выраженности черты. При таком подходе высокий уровень выраженности черт может свидетельствовать о наличии нарушений поведения. 

Было обнаружено, что невнимательность связана с более низкими достижениями в математике как у девочек, так и у мальчиков. Гиперактивность, вопреки ожиданиям, была связана с более высокими математическими достижениями. Такой результат был получен в модели, которая учитывала уровень невнимательности детей. Если же связь между гиперактивностью и математикой оценивалась без учета уровня невнимательности, то значимых различий в математических достижениях между детьми с разным уровнем гиперактивности обнаружено не было.

«Можно предположить, что такой результат связан со спецификой оценки гиперактивности учителями. Возможно, педагоги склонны считать детей гиперактивными, если они энергичны, более эмоциональны и общительны в классе, и именно это активное поведение может быть положительно связано с их успеваемостью», — комментирует автор исследования, старший научный сотрудник Института образования ВШЭ Юлия Кузьмина

Интересно, что в начале первого класса девочки значительно уступали мальчикам в математике, но к концу второго класса разрыв между ними становился незначимым. Однако этот вывод не касался девочек с высоким уровнем невнимательности. В то время как мальчики с невнимательностью смогли приблизиться к своим ровесникам по уровню математических достижений к концу второго класса, девочки сохранили отставание.

Таким образом, девочки с высоким уровнем невнимательности демонстрировали более низкие результаты в математике как по сравнению с девочками с низким уровнем невнимательности, так и по сравнению с мальчиками с высоким уровнем невнимательности. По мнению авторов статьи, это может быть связано с тем, что невнимательность затрагивает когнитивный контроль, который, по некоторым данным, в большей степени связан с математическими достижениями у девочек, чем у мальчиков.

Эти выводы говорят о том, что невнимательность у девочек имеет более серьезные последствия для их математической успеваемости в долгосрочной перспективе. В целом невнимательность больше вредит успехам детей в учебе, по сравнению с гиперактивностью. И при этом невнимательность реже фиксируется вовремя. 
Ученые рекомендуют учителям и психологам обратить особое внимание на девочек с невнимательностью, даже если они не демонстрируют гиперактивного поведения и не нарушают дисциплину. Именно эти девочки оказываются в группе риска по возникновению проблем в освоении математики. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — одно из крупнейших и самых востребованных высших учебных заведений России, стран СНГ и государств Восточной Европы. В НИУ ВШЭ представлены все уровни образовательной подготовки (от лицея для школьников до аспирантуры и MBA) по широкому спектру направлений в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также творческих специальностей. Научные подразделения ВШЭ — институты, центры, лаборатории, возглавляемые ведущими российскими и зарубежными учеными, ориентированы как на фундаментальные исследования, так и на прикладные разработки по заказам федеральных и региональных органов власти, министерств и ведомств, российских и зарубежных компаний. Высшая школа экономики стабильно занимает высокие места в предметных рейтингах Times Higher Education (THE) и QS, а также является единственным российским университетом в топ-50 рейтингов молодых университетов сразу двух агентств.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Позавчера, 10:00
Александра Медведева

Окаменелость крошечного морского червя, жившего 525 миллионов лет назад, разрешила вековой спор об эволюции мозга членистоногих. Исследование показало, что мозг первых членистоногих не был сегментирован, а нервная система головы и туловища эволюционировала независимо.

Позавчера, 17:33
Денис Тулинов

Технологии искусственного интеллекта проникают во все сферы жизни. Наука не исключение — ученые начинают использовать машинное обучение все активнее, и за ним уже есть реальные научные достижения. Но это лишь прелюдия: ИИ явился не просто помочь с расчетами, его роль в будущем масштабнее — он усилит наше мышление, указывая на взаимосвязи, которые человеческому уму не видны. Наука изменится. Naked Science полагает, что у нее появился новый способ изучать мир.

Вчера, 14:24
Василий Парфенов

Что такое накопитель энергии? Чем отличается аккумулятор от батареи? В чем настоящее чудо электричества? Вся эволюция человечества тесно связана с нашим умением добывать энергию в разных формах. Но настоящая революция произошла, когда появились технологии преобразования тепла, давления и работы в электричество. Благодаря этому мы научились транспортировать энергию и запасать ее. Дальнейший рост эффективности энергосистем невозможен без накопителей. Naked Science решил разобраться во всех деталях.

Позавчера, 10:00
Александра Медведева

Окаменелость крошечного морского червя, жившего 525 миллионов лет назад, разрешила вековой спор об эволюции мозга членистоногих. Исследование показало, что мозг первых членистоногих не был сегментирован, а нервная система головы и туловища эволюционировала независимо.

Позавчера, 18:10
Мария Азарова

Международный коллектив ученых спрогнозировал наши ежедневные потребности в воде в зависимости от антропометрических, экономических и экологических факторов.

24 ноября
Редакция

Режиссер Илай Сасик (Eli Sasich), вдохновившись классическими научно-фантастическими фильмами «Чужой» и «Бегущий по лезвию», несколько лет назад снял короткометражный фильм «Атропа», который стоит посмотреть, если вы интересуетесь наукой и космическими технологиями.

1 ноября
Анна Новиковская

Когда мы представляем взаимодействие неандертальцев с нашими предками, первобытными людьми, то обычно думаем об агрессивных стычках и конкуренции на охоте. Однако теперь ученые выяснили, что два вида людей взаимодействовали на протяжении как минимум 200 тысяч лет — это слишком долгий срок для активных военных действий, но достаточный для постепенного «растворения» одного вида в другом.

19 ноября
Анна Новиковская

В последний раз черношейного фазанового голубя видели еще в 1882 году, и с тех пор ученые не знали, живет ли еще в лесах острова Фергуссон эта красивая птица. Теперь, наконец, им повезло: одна из камер запечатлела представителя редчайшего подвида фазановых голубей.

24 ноября
Редакция

Режиссер Илай Сасик (Eli Sasich), вдохновившись классическими научно-фантастическими фильмами «Чужой» и «Бегущий по лезвию», несколько лет назад снял короткометражный фильм «Атропа», который стоит посмотреть, если вы интересуетесь наукой и космическими технологиями.

[miniorange_social_login]

Комментарии

7 Комментариев

-
0
+
Комментарий удален пользователем или модератором...
-
0
+
Невнимательные девочки попадают в ад, а внимательные - куда захотят.
-
0
+
Это рекомендация работникам школ, где дозволяется работать тем, кто заявляет: "Я здесь не для того, чтобы вас учить, а чтобы ставить вам оценки и проверять домашние задания!"?..

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: