• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
11 сентября, 12:04
ПНИПУ
13
28 662

Ученые рассказали, почему маркетплейсы теряют популярность

❋ 5.1

Все больше покупателей начинают отказываться от привычки делать покупки на маркетплейсах, а число новых продавцов на площадках практически не увеличилось. Аналитика показывает, что за первый квартал 2025 года — прирост селлеров составил всего 0,45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время, маркетплейсы активно расширяют сеть пунктов выдачи, особенно в регионах, где физическое присутствие всех брендов невозможно. Ученые Пермского Политеха рассказали, почему люди стали реже совершать покупки на маркетплейсах.

Склад маркетплейса / © Ben Briones for the Philippine News Agency, ru.wikipedia.org

В крупных городах, где рынок точек выдачи насыщен, а потребительский опыт стал более зрелым, на первый план выходят не логистические преимущества, а качество коммуникации, доверие и уникальные предложения. Это явление — эволюция цифрового рынка, свидетельство «дифференциации спроса»: в мегаполисах, где скорость и доступность доставки уже обеспечены, потребители требуют гарантии, персонализированного сервиса и эксклюзивности, — отмечают эксперты Пермского Политеха.

Важно подчеркнуть, что речь не идет о скором закате маркетплейсов. Они продолжают активный рост, но в основном за счет роста пунктов выдачи заказов, особенно в той местности, где прямое присутствие всех брендов физически невозможно.

Однако в крупных городах, где рынок точек выдачи заказов перенасыщен, а опыт потребителей более зрелый, на первый план выходит не логистическое удобство, а именно качество коммуникации и уникальные преимущества. Это называется эволюцией цифрового рынка.

– Мы становимся свидетелями феномена «дифференциации спроса». В мегаполисах, где точки выдачи заказов были открыты в больших количествах и есть возможность выбора, потенциальный клиент смотрит не только на цену. На первый план выходят запросы иного уровня: гарантии, доверие, персонализированный сервис и эксклюзивность, – рассказывает Константин Антипьев, доцент кафедры «Социология и политология» ПНИПУ, кандидат социологических наук.

Одна из причин, почему покупатели теряют интерес к маркетплейсам – это экономия времени на поиск товара. Если раньше приходилось часами листать ленту в поисках нужной позиции, то теперь люди предпочитают пользоваться официальными сайтами брендов, так как весь ассортимент в полном объёме собран в одном месте.

– Бизнес начинает просчитывать наиболее выгодные и быстрые форматы взаимодействия с потребителями в e-com (электронной торговле), например развивая собственные интернет-магазины. Статистика роста повторных покупок через сайты брендов говорит о том, что компании выделяют бюджеты и выстраивают системную коммуникацию с потребителями через собственные каналы. В конечном итоге, выигрывают в такой ситуации и бизнес, и потребитель, – рассказывает Юлия Лекторова, доцент кафедры «Иностранные языки и связи с общественностью» ПНИПУ, кандидат политических наук.

Вопрос гарантии подлинности и качества также играет важную роль. На многобрендовых площадках, где соседствуют сотни и тысячи продавцов, покупатель не застрахован от риска столкнуться с контрафактной продукцией или товаром сомнительного качества. Этот риск особенно усиливается при повторных покупках, когда потребитель, уже оценивший оригинальный продукт, не готов идти на компромиссы.

По словам эксперта Юлии Лекторовой, покупки в онлайн-магазинах брендов для людей равны гарантии качества: в современном мире нематериальные активы, такие как репутация, которая формируется через коммуникацию «продавец-покупатель», стоят кратно дороже.

Также одной из причин снижения клиентской активности на маркетплейсах является то, что покупатель не может воспользоваться персональной системой скидок, программой лояльности, подарками, розыгрышами, которые ему может предложить бренд.

– Бизнес на площадке собственного сайта получает возможность формировать лояльное комьюнити бренда, мониторить изменения потребительского спроса, формировать новые потребности своей целевой аудитории, создавать   коммуникационные триггеры для повторных покупок. Расходы компании на модерацию и seo-оптимизацию (простота и удобство нахождения информации через поисковые системы) сайта окупаются за счет возможности напрямую взаимодействовать со своей аудиторией», —объясняет ученая ПНИПУ.

Кроме того, на доверие покупателей косвенно влияет и растущее нежелание самих продавцов работать с площадками. По данным аналитиков розничной онлайн-торговли за первый квартал 2025 года число селлеров на маркетплейсах почти перестало расти: прирост составил лишь 0,45% год к году. Все из-за удорожания реализации товаров через площадки.

– Многие селлеры активно развивают прямые каналы продаж, стремясь уйти от растущих комиссий маркетплейсов и логистических издержек. Для покупателя это становится сигналом: если даже продавцы, стремясь сохранить качество и цены, уходят с площадок, то их доверие к маркетплейсу как к надежному и выгодному каналу закономерно снижается, – добавляет Константин Антипьев.

При этом маркетплейсы остаются ключевой «витриной» для знакомства с новинками, особенно в стабильно востребованных категориях — например, бытовая химия или сезонные товары. Потребители здесь ценят оперативность и удобство единой доставки. Параллельно площадки служат для малого бизнеса важным «знаком качества»: многие клиенты больше доверяют гарантиям и возвратам крупной платформы, чем неизвестному сайту. Это преимущество наиболее очевидно в тех регионах, где онлайн-пространства удерживают лидерство за счет логистического превосходства и широты ассортимента, недоступной локальным продавцам.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Пермский национальный исследовательский политехнический университет (национальный исследовательский, прошлые названия: Пермский политехнический институт, Пермский государственный технический университет) — технический ВУЗ Российской Федерации. Основан в 1960 году как Пермский политехнический институт (ППИ), в результате объединения Пермского горного института (организованного в 1953 году) с Вечерним машиностроительным институтом. В 1992 году ППИ в числе первых политехнических вузов России получил статус технического университета.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
11 сентября, 12:04
ПНИПУ

Все больше покупателей начинают отказываться от привычки делать покупки на маркетплейсах, а число новых продавцов на площадках практически не увеличилось. Аналитика показывает, что за первый квартал 2025 года — прирост селлеров составил всего 0,45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время, маркетплейсы активно расширяют сеть пунктов выдачи, особенно в регионах, где физическое присутствие всех брендов невозможно. Ученые Пермского Политеха рассказали, почему люди стали реже совершать покупки на маркетплейсах.

12 сентября, 14:03
ТюмГУ

Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.

12 сентября, 14:29
Игорь Байдов

Один раз в год вблизи потухшего вулкана Гора Арсия на Марсе появляется таинственное длинное и тонкое облако, которое так же внезапно исчезает. С точки зрения науки в разреженной и пыльной атмосфере не может образовываться столь колоссальная структура, но она существует. Теперь международная группа исследователей нашла разгадку, которая, возможно, изменит прежние представления о климате Красной планеты.

9 сентября, 11:03
Адель Романова

Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.

11 сентября, 12:04
ПНИПУ

Все больше покупателей начинают отказываться от привычки делать покупки на маркетплейсах, а число новых продавцов на площадках практически не увеличилось. Аналитика показывает, что за первый квартал 2025 года — прирост селлеров составил всего 0,45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время, маркетплейсы активно расширяют сеть пунктов выдачи, особенно в регионах, где физическое присутствие всех брендов невозможно. Ученые Пермского Политеха рассказали, почему люди стали реже совершать покупки на маркетплейсах.

8 сентября, 20:06
Evgenia Vavilova

Ученые впервые смогли создать видимый в оптическом диапазоне темпоральный кристалл. Для этого они использовали жидкие кристаллы.

9 сентября, 11:03
Адель Романова

Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.

3 сентября, 07:56
Адель Романова

Недавнее появление в Солнечной системе межзвездного объекта 3I/ATLAS вызвало новую волну обсуждения вопроса о том, как отличить комету или астероид от внеземного космического корабля либо другого артефакта, не созданного человечеством. Астрономы рассказали, что у искусственного объекта могут быть четыре характерные особенности.

4 сентября, 13:59
Андрей П.

Глубоководная жизнь нам, сухопутным, кажется инопланетной. В недавней экспедиции морские биологи погрузились на дно пятого по глубине Курило-Камчатского желоба. Они преодолели 9500 метров толщи воды и встретили удивительно богатые сообщества организмов, живущих благодаря хемосинтезу. Тысячи километров дна покрывает беспозвоночная жизнь, которая питается благодаря бактериям, окисляющим метан. Naked Science поговорил с одним из авторов исследования.

[miniorange_social_login]

Комментарии

13 Комментариев
Михаил Невский
1 час назад
-
0
+
не в России за 2024 год прирост былна 30%. Онлайн продажи ещё не полностью распространились на все слои население. Много где в глубинке ещё даже не пробовали заказывать. А об 2025 годе говорить ещё рано. Тем более читал статьи до 2027 года то есть в ближайшие 2-3 года будет рост на 20% в год. А так да рынок близок к насыщению, но всё равно будет расти.
Алексей З.
2 часа назад
-
0
+
Заказная статья, призвана очернять маркетплейсы, так как крупные ритейлеры несут убытки. Люди перестали покупать товары в торговых центрах и перешли на интернет плошадки, что в свою очередь вызвало недовольство владельцев торговых центров и крупных ритейлеров. Они уже подключили Гос. Думу, чтобы ограничить маркетплейсы.
Venya Tyan
4 часа назад
-
0
+
Да уж, куда палкой не ткни такие вот хакахые статьи от днс и тому подобных потому что убытки терпят и жадность в них играет, товары нормально не завозят, и цены лупят за хрень, а маркеты норм есть конечно свои минусы но плюсы пока переигрывают, а статья да какие нафиг ученые, нужно им еще этой хренью страдать, зашел чисто отзыв об этой параше написать
Евгений
5 часов назад
-
0
+
Может, денег меньше у людей стало,а долгов больше!?
Дмитрий Простов
14 часов назад
-
1
+
основная претензия к маркетплейсам - накрутка отзывов, без которой товар не продаётся. но благодаря ней, продают, в том числе откровенный мусор. поэтому покупка любой мелочи превращается в исследование, похожее на рытье в помойке
Dmitrii Kosenkow
16 часов назад
-
0
+
Кто-нибудь хотя бы раз задумывался о том, почему маркетплейсы имея миллиардные бюджеты и прибыль занимается продажей чужого распространенного и общедоступного товара через посредническую цепочку, а не продают это сами с высокой маржой закупив за счет объемов по минимальным ценам? Когда селлеры наконец научатся считать произойдет их колоссальный отток с маркетплейсов обратно на сайты и сформируется новый вид площадок, например через телеграм.
dima ilunga
17 часов назад
-
0
+
В 90% покупаю только на маркетплейсах. Статья - чушь.
Иван Колупаев
1 день назад
-
1
+
Практически вся статья набор голословных утверждений написанных человеком из глухой тайги где никакого онлайна кроме медведей. Блджад пздц что вообще никто этот мусор нейросетевой не проверяет?
Сергей Механик
1 день назад
-
0
+
Не знаю официальную статистику, но по своему опыту и общению с другими людьми, не сказал бы, что Озон теряет популярность.
    Иван Колупаев
    1 день назад
    -
    0
    +
    Сергей, пермский политех те еще сказочники. Да еще и статья небось заказная.
    +
      ещё комментарии
      Михаил Невский
      1 час назад
      -
      0
      +
      Иван, тут все сказочники начиная с Берёзина) И его мифов про СВО и возобновляемую энергетику. Что нужны триллионны Квт*ч батарей и прочую ненаучную фантастику. Внезапно батареи не нужны при выработке в стране менее 50% электроэнергии. Или то что у Китая переизбыток производства солнечных панелей порядка 500 ГВт в год (они дадут электричества столько же сколько 70 ГВт АЭС). Или отрицальщики глобального потепления.
    Михаил Невский
    1 час назад
    -
    0
    +
    Сергей, он ещё даже не насыщен. В крупных городах согласен. Но рост выручки в 2024 по сравнению с 2023 порядка 30%.. до 11 млрд руб с 8-9 млрд. Так что ещё будет рост не до каждой деревни дошли
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно