• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
14.02.2023
МГППУ
1
504

Известный эксперимент о стилях руководства перенесли на игру детей

4.5

Исследователи Центра междисциплинарных исследований современного детства Московского государственного психолого-педагогического университета перенесли известный эксперимент венгерских ученых о влиянии стиля руководства взрослого на игру детей.

Известный эксперимент о стилях руководства перенесли на игру детей / ©Getty images / Автор: Pinaria Caprarius

Начало исследованию стилей взаимодействия взрослого с детьми в современной психологии было положено Куртом Левиным и его исследованиями стилей лидерства/руководства. Было выделено три стиля лидерства: авторитарный, демократический и попустительский. Проведенные исследования, показали различия в поведении подростков при разных стилях руководства со стороны взрослого (Lewin, Lippitt, White, 1939).

Позднее, в 1969 году этот эксперимент был перенесен венгерским исследователем Ласло Кантасом и его коллегами на дошкольный возраст (Kántás, 1971). По результатам этого эксперимента был снят известный документальный фильм Módszerek (в переводе с венгерского — методы), который активно используется при обучении педагогов и психологов.

Воспитатель организовывал продуктивную деятельность (лепку из глины) параллельно в трех группах дошкольников, но в каждой группе использовался разный стиль руководства — авторитарный, демократический или попустительский. В ситуации с авторитарным взрослым, дети показали наиболее высокую продуктивность деятельности, при этом в группе отсутствовала инициативность и присутствовал страх. В случае, где воспитатель демонстрировала демократический стиль руководства, у детей отмечалась высокая мотивация и инициативность, но низкая продуктивность деятельности. При попустительском стиле руководства, у детей отмечалась низкая продуктивность деятельности и расторможенное поведение.

Эксперимент Курта Левина / ©YouTube

Для проведения аналогичного эксперимента применительно к игровой деятельности, в детском саду были взяты три средние группы. Из каждой группы по результатам оценки уровня игровой деятельности были отобраны по 15 детей. Оценка игры до и после проведения эксперимента осуществлялась с помощью диагностической методики Смирновой Е. О., Рябковой И. А. Всего в эксперименте приняли участие 45 детей, имеющие примерно одинаковый уровень развития игровой деятельности. Возраст детей составил от четырех лет одного месяца до четырех лет 11 месяцев. Результаты исследования опубликованы в журнале «Вопросы психологии».

©Пресс-служба МГППУ

В каждой сформированной экспериментальной группе взрослый, играя с детьми, придерживался одной из трех позиций: партнерской (группа 1), нейтральной (группа 2) и директивной (группа 3): по аналогии демократического, попустительского или авторитарного стиля руководства. Таким образом: 12 встреч с группой 1 – взрослый придерживался партнерской позиции, 12 встреч с группой 2 – взрослый придерживался нейтральной позиции, 12 встреч с группой 3 – взрослый придерживался директивной позиции.

Неожиданным оказалось то, что среди нейтральной и директивной позиций в большей степени развитию игры способствовала директивная. Жесткое руководство детской игрой, свойственное директивной позиции, при этом все-таки предполагает, передачу детям способов игрового поведения и развитию сюжета. Но не приводит к полноценному развитию игровой деятельности. Не проявляя инициативу, дети присваивают простые способы взаимодействия и замещения в игре от взрослого, но, в связи с отсутствием активной позиции самого ребенка, в более сложные формы они не развиваются. Таким образом, директивная позиция способствует развитию детской игры, но не способна привести к появлению игры высокого уровня развития, так как подавляет инициативу ребенка, которая является основной характеристикой свободной игровой деятельности дошкольника — той формой игровой деятельности, которая является ведущей деятельностью.

Научные сотрудники МГППУ Екатерина Клопотова и Юлия Токарчук отметили, что в проведенном исследовании ожидаемо эффективной позицией оказалась партнерская. Такая позиция позволяет взрослому поддерживать и стимулировать свободную игру детей. При ее реализации создаются оптимальные условия для формирования замысла, замещения и взаимодействия в игре, что способствует переходу игры на качественно новый уровень.  

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) - первый в России психологический университет: 12 факультетов, из которых 7 психологических, 23 психологические кафедры, 22 специальности и направления подготовки. МГППУ - участник программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». МГППУ по итогам предметных рейтингов вузов России 2022 года RAEX вошел в число лучших вузов страны по психологии и педагогике.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 12:55
Игорь Байдов

Существует несколько гипотез о том, как на самом деле древние египтяне строили свои пирамиды. Если о способах возведения монументальных сооружений и инструментах, которые использовали строители, более-менее известно, то о методах доставки блоков и их установки мнения разнятся. Команда французских архитекторов и египтологов изучила ландшафт вокруг самой древней из сохранившихся египетских пирамид — Джосера — и рассказала, как египтяне могли доставлять и поднимать камни для ее строительства.

Вчера, 10:00
ПНИПУ

Эпоксидные смолы известны своей прочностью, устойчивостью к химическим воздействиям и хорошими электрическими свойствами. Такие полимеры используют в качестве основы красок, покрытий, клеев и изоляционных материалов. Однако их применение ограничено высокой вязкостью. Ученые ПНИПУ синтезировали низковязкую, но прочную эпоксидную смолу. Разработка откроет новые горизонты ее использования, избавит от потребности применять разбавители и станет модификатором более высоковязких существующих смол без понижения механических характеристик. Например, клей и краска станут более устойчивыми.

Позавчера, 15:20
Юлия Трепалина

В прошлом ИИ-системы выполняли определенный набор задач, а при появлении новых их нужно было переобучать. На это уходили дополнительные финансовые и вычислительные ресурсы. Открытие лаборатории исследований искусственного интеллекта T-Bank AI Research и Института AIRI меняет ситуацию. Ученые первыми в мире создали модель в области контекстного обучения (In-Context Learning), которая на нескольких примерах сама может учиться новым действиям.

Вчера, 12:55
Игорь Байдов

Существует несколько гипотез о том, как на самом деле древние египтяне строили свои пирамиды. Если о способах возведения монументальных сооружений и инструментах, которые использовали строители, более-менее известно, то о методах доставки блоков и их установки мнения разнятся. Команда французских архитекторов и египтологов изучила ландшафт вокруг самой древней из сохранившихся египетских пирамид — Джосера — и рассказала, как египтяне могли доставлять и поднимать камни для ее строительства.

23 июля
Андрей

Человек множеством способов загрязняет природу вокруг себя, преимущественно воду. В Мировой океан попадают как отходы с производств, так и тонны пластикового мусора. Все это способно отравлять жизнь морских животных, особенно редких вроде акул. Одним из малоизученных токсичных источников можно назвать наркотики, в частности кокаин. Случайное употребление этого вещества акулами раньше только предполагали, но теперь бразильские биологи нашли прямые доказательства.

23 июля
НИУ ВШЭ

Международная команда исследователей с участием ученых из НИУ ВШЭ изучила, как люди, владеющие двумя языками (билингвы), ассоциируют время с пространством. Оказалось, что и в первом, и во втором языке они связывают прошлое с левой частью пространства, а будущее — с правой. При этом чем выше уровень владения вторым языком, тем сильнее выражена эта связь.

1 июля
Александр Березин

Необычный биологический вид, по оценке авторов новой научной работы, пригоден для заселения четвертой планеты без каких-либо предварительных условий — уже в том виде, в котором он существует сейчас. Поскольку речь идет о фотосинтетическом организме, он способен нарабатывать существенное количество кислорода. Интересно, что кандидат на терраформирование Марса сохранил жизнеспособность после месяца в жидком азоте.

12 июля
Александр Березин

Falcon 9 Block 5 впервые за три сотни запусков дал частично неудачный полет. Ракета выводила 20 спутников компании SpaceX, с 15 связь уже пропала, еще пять могут быть потеряны в ближайшее время.

15 июля
Александр Березин

Авторы нового исследования впервые показали, что круглые провалы в лунной поверхности не просто близки к многокилометровым пещерам на естественном спутнике Земли, но и располагают тоннелями, ведущими в глубину.

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий
Напомню, что такое воспитание. Педагог должен удерживать воспитываемых от вредных для них действий; побуждать делать полезное и при этом создавать у них впечатление, что они сами этого хотят. Профессиональное мастерство воспитателя многогранное и только тогда из детей вырастают умные, душевно щедрые и счастливые взрослые.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно