• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
14.02.2023
МГППУ
1
532

Известный эксперимент о стилях руководства перенесли на игру детей

4.5

Исследователи Центра междисциплинарных исследований современного детства Московского государственного психолого-педагогического университета перенесли известный эксперимент венгерских ученых о влиянии стиля руководства взрослого на игру детей.

Известный эксперимент о стилях руководства перенесли на игру детей / ©Getty images / Автор: Pinaria Caprarius

Начало исследованию стилей взаимодействия взрослого с детьми в современной психологии было положено Куртом Левиным и его исследованиями стилей лидерства/руководства. Было выделено три стиля лидерства: авторитарный, демократический и попустительский. Проведенные исследования, показали различия в поведении подростков при разных стилях руководства со стороны взрослого (Lewin, Lippitt, White, 1939).

Позднее, в 1969 году этот эксперимент был перенесен венгерским исследователем Ласло Кантасом и его коллегами на дошкольный возраст (Kántás, 1971). По результатам этого эксперимента был снят известный документальный фильм Módszerek (в переводе с венгерского — методы), который активно используется при обучении педагогов и психологов.

Воспитатель организовывал продуктивную деятельность (лепку из глины) параллельно в трех группах дошкольников, но в каждой группе использовался разный стиль руководства — авторитарный, демократический или попустительский. В ситуации с авторитарным взрослым, дети показали наиболее высокую продуктивность деятельности, при этом в группе отсутствовала инициативность и присутствовал страх. В случае, где воспитатель демонстрировала демократический стиль руководства, у детей отмечалась высокая мотивация и инициативность, но низкая продуктивность деятельности. При попустительском стиле руководства, у детей отмечалась низкая продуктивность деятельности и расторможенное поведение.

Эксперимент Курта Левина / ©YouTube

Для проведения аналогичного эксперимента применительно к игровой деятельности, в детском саду были взяты три средние группы. Из каждой группы по результатам оценки уровня игровой деятельности были отобраны по 15 детей. Оценка игры до и после проведения эксперимента осуществлялась с помощью диагностической методики Смирновой Е. О., Рябковой И. А. Всего в эксперименте приняли участие 45 детей, имеющие примерно одинаковый уровень развития игровой деятельности. Возраст детей составил от четырех лет одного месяца до четырех лет 11 месяцев. Результаты исследования опубликованы в журнале «Вопросы психологии».

©Пресс-служба МГППУ

В каждой сформированной экспериментальной группе взрослый, играя с детьми, придерживался одной из трех позиций: партнерской (группа 1), нейтральной (группа 2) и директивной (группа 3): по аналогии демократического, попустительского или авторитарного стиля руководства. Таким образом: 12 встреч с группой 1 – взрослый придерживался партнерской позиции, 12 встреч с группой 2 – взрослый придерживался нейтральной позиции, 12 встреч с группой 3 – взрослый придерживался директивной позиции.

Неожиданным оказалось то, что среди нейтральной и директивной позиций в большей степени развитию игры способствовала директивная. Жесткое руководство детской игрой, свойственное директивной позиции, при этом все-таки предполагает, передачу детям способов игрового поведения и развитию сюжета. Но не приводит к полноценному развитию игровой деятельности. Не проявляя инициативу, дети присваивают простые способы взаимодействия и замещения в игре от взрослого, но, в связи с отсутствием активной позиции самого ребенка, в более сложные формы они не развиваются. Таким образом, директивная позиция способствует развитию детской игры, но не способна привести к появлению игры высокого уровня развития, так как подавляет инициативу ребенка, которая является основной характеристикой свободной игровой деятельности дошкольника — той формой игровой деятельности, которая является ведущей деятельностью.

Научные сотрудники МГППУ Екатерина Клопотова и Юлия Токарчук отметили, что в проведенном исследовании ожидаемо эффективной позицией оказалась партнерская. Такая позиция позволяет взрослому поддерживать и стимулировать свободную игру детей. При ее реализации создаются оптимальные условия для формирования замысла, замещения и взаимодействия в игре, что способствует переходу игры на качественно новый уровень.  

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) - первый в России психологический университет: 12 факультетов, из которых 7 психологических, 23 психологические кафедры, 22 специальности и направления подготовки. МГППУ - участник программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». МГППУ по итогам предметных рейтингов вузов России 2022 года RAEX вошел в число лучших вузов страны по психологии и педагогике.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 08:57
Полина Меньшова

Многие одинокие люди считают, что окружающие не разделяют их взглядов. Психологи из США решили проверить, так ли это на самом деле, и обнаружили общую особенность у людей с недостаточным количеством социальных связей.

Вчера, 14:36
МГПУ

Профессор Московского городского педагогического университета, доктор психологических наук Борис Рыжов описал феномен любви как сложную систему взаимосвязанных мотиваций, которые фиксируются на одном объекте, создавая прочную эмоциональную связь. Это объяснение помогает понять, почему любовь способна настолько глубоко влиять на все аспекты жизни человека и как происходит формирование устойчивой привязанности.

Вчера, 08:31
Evgenia

Международная команда химиков разработала композитный материал с использованием органических кристаллов, способный собирать воду из водяных паров без электричества. Он выглядит как тонкие нити.

Вчера, 08:57
Полина Меньшова

Многие одинокие люди считают, что окружающие не разделяют их взглядов. Психологи из США решили проверить, так ли это на самом деле, и обнаружили общую особенность у людей с недостаточным количеством социальных связей.

Вчера, 14:36
МГПУ

Профессор Московского городского педагогического университета, доктор психологических наук Борис Рыжов описал феномен любви как сложную систему взаимосвязанных мотиваций, которые фиксируются на одном объекте, создавая прочную эмоциональную связь. Это объяснение помогает понять, почему любовь способна настолько глубоко влиять на все аспекты жизни человека и как происходит формирование устойчивой привязанности.

23 ноября
Андрей

Китайские палеонтологи раскопали богатый окаменелостями комплекс, раскрывающий разнообразную пищевую цепь пресноводного озера времен раннего юрского периода. Тысячи находок рыб, среди которых и новые виды, древних родственников акул и даже плезиозавров показали пеструю фауну, сохранившуюся после вымирания почти 200 миллионов лет назад.

30 октября
Елизавета Александрова

Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.

16 ноября
Evgenia

Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.

Вчера, 08:57
Полина Меньшова

Многие одинокие люди считают, что окружающие не разделяют их взглядов. Психологи из США решили проверить, так ли это на самом деле, и обнаружили общую особенность у людей с недостаточным количеством социальных связей.

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий
Напомню, что такое воспитание. Педагог должен удерживать воспитываемых от вредных для них действий; побуждать делать полезное и при этом создавать у них впечатление, что они сами этого хотят. Профессиональное мастерство воспитателя многогранное и только тогда из детей вырастают умные, душевно щедрые и счастливые взрослые.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно