Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Российские ученые узнали, какие предметы выберут девятиклассники для сдачи ЕГЭ по окончанию школы
Девятиклассник, выбравший для сдачи государственной итоговой аттестации такие предметы, как химия, физика, литература и иностранный язык, скорее всего, продолжит обучение в 10 классе, а затем предпочтет те же дисциплины для сдачи ЕГЭ и вдобавок получит по ним более высокие результаты. Об этом свидетельствуют результаты исследования Центра экономики непрерывного образования Президентской академии.
Результаты анализа данных о выборе девятиклассниками предметов ГИА говорит о том, что у ребят, продолживших затем учебу в старшей школе, он не такой, как у поступивших в колледж или техникум. Исследователи выделили типовые наборы предметов для каждой из категорий школьников, и эти результаты могут быть использованы как для прогноза образовательной траектории, так и для оценки мотивации к дальнейшему получению образования.
Так, предметами по выбору ГИА-9, характеризующими намерение школьника получить высшее образование, являются химия, физика, литература и иностранный язык. Более того, подчеркивает автор исследования, научный сотрудник ЦЭНО Борис Илюхин, это предметы с очень высокой сохранностью – в 34-50% случаев они выбираются школьниками не только после 9 класса, но и после 11-го.
В число предметов со средней сохранностью (15-30%) исследователь включил биологию, обществознание и информатику – их, по оценке Бориса Илюхина, часто выбирают после 9 класса, веря, что их проще сдать. Абсолютно низкой сохранностью (12%) характеризуется, к примеру, география, и в этой связи примечательно, что будущие десятиклассники, в отличие от ушедших в СПО, выбирают этот предмет много реже.
Важно и другое. В топ-3 популярных специальностей СПО входят техника и технологии транспорта; машиностроение; информатика. Между тем, ребята, поступающие на них, не сдают ГИА ни по физике, ни по химии. Чаще они выбирают обществознание, географию и информатику, думая, что их легче сдать. «И это несоответствие – проблема, которую нужно дополнительно исследовать. Наша позиция в том, чтобы использовать результаты предметов ГИА по выбору при приеме в образовательные организации СПО, и в том числе на рабочие специальности. Например, для обучения на сварщика, ребенку нужны хоть какие-то знания по химии и физике, хотя бы на пороговом уровне», – подчеркнул Борис Илюхин.
Правда, ребята, которые идут в 10 класс, также часто выбирают ГИА по информатике. Но у них этот предмет чаще идет в сочетании с ГИА по физике, химии и биологии. 80% из них продолжают обучение в 10 классе, а сохранность информатики в этом случае повышается до 50%, то есть становится очень высокой.
«Таким образом, по двум предметам ГИА можно с большой вероятностью прогнозировать как результаты экзаменов, так и пути продолжения образовательной траектории», – подытожил Борис Илюхин.
Одновременно эксперты ЦЭНО отмечают: уже сегодня поступить в вуз без предварительного обучения в профильном классе достаточно проблематично, а дети, которые изучали предметы на профильном уровне, получают по ним заметно лучшие результаты ЕГЭ.
Масштабы распространения профильного обучения в стране постоянно растут, достигнув в ряде регионов 100%. В среднем по России в 2024 году этот показатель составил 93,9% против 51,6% в 2016-м, а число десяти- и одиннадцатиклассников, охваченных профильным обучением, превысило 1,3 млн. Всего в России в этом году было почти 110 тыс. профильных классов против 46 тыс. в 2016 году, отмечает ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Алексей Тищенко.
В соответствии с новым ФГОС, с 2024 года профильное обучение в российской школе идет по пяти направлениям: естественнонаучное, гуманитарное, социально-экономическое, технологическое, универсальное. И в рамках каждого из них школа должна вести не менее трех предметов для обучения на углубленном уровне.
Лидером по охвату старшеклассников является универсальный профиль – 28,1%. На технологический приходится 19,8%, естественнонаучный – 11,2%, социально-экономический – 18,3% и на гуманитарный – 16,6%.
«Профильное обучение в системе общего образование постоянно набирает обороты, и принятие ФГОС третьего поколения ускорило процесс охвата им старшеклассников. Однако в регионах ситуация очень разнится как по охвату, так и по преобладающим профилям. Соответствует ли сложившаяся ситуация потребностям экономики того или иного региона, должно стать основой дальнейшего анализа и дискуссии», – говорит Алексей Тищенко.
Таким образом, школы должны открывать все пять профилей лишь в том случае, если есть возможность сделать это на качественном уровне. В противном случае, это негативно скажется на обучении и будет способствовать не повышению, а понижению качества образования, подытожил эксперт.
Когда модели искусственного интеллекта ошибаются и выдают неверный ответ на запрос, пользователи пытаются выяснить причину этой ошибки, задавая вопрос самому ИИ-помощнику. Историк технологий Бендж Эдвардс объяснил, почему делать так нет смысла и как это связано с устройством нейросетей.
Ученые впервые показали, как при нагревании меняется кристаллическая структура слоистых титаносиликатов — минералов куплетскита и цезийкуплетскита. Оказалось, что под действием температуры в кислородной среде марганец, содержащийся в минералах, теряет электроны, а также из минералов «уходит» вода. В результате кристаллы куплетскита и цезийкуплетскита сжимаются. Полученные данные расширяют представления о физических свойствах титаносиликатов, содержащих цезий, и потенциально позволят использовать эти минералы для захоронения радиоактивного цезия.
Ученые знают о возможности реверсии, или изменения, одного пола на другой у рыб, земноводных и рептилий. Но задокументированных случаев подобного у диких птиц и млекопитающих мало. Исследователи недавно обнаружили, что в Австралии смена пола у пернатых может быть не таким редким явлением.
Влияет ли формат знакомства на качество последующих романтических отношений в паре? Научные данные на этот счет разнятся. Новое исследование по вопросу представила группа психологов из Польши, Австралии и Великобритании. В попытке понять, при каком сценарии удовлетворенность отношениями выше, а любовь крепче — когда двое нашли друг друга в Сети или познакомились в жизни, — ученые опросили свыше 6000 тысяч человек из разных стран.
Чтобы проверить законы физики в условиях, недоступных на Земле, астрофизик Козимо Бамби (Cosimo Bambi) из Фуданьского университета (Китай) предложил отправить к центру ближайшей черной дыры «нанокрафт» — крошечный зонд, способный добраться до цели примерно за 60-75 лет благодаря наземной лазерной установке.
Ученым известны случаи близких контактов усатых китов (Mysticeti) и их дальних родственников дельфинов (Delphinidae) в дикой природе, но подобные взаимодействия ранее считали редкостью. Австралийские специалисты, изучающие китообразных, собрали почти две сотни видео и фото со всего мира, опровергающих это мнение. Судя по свидетельствам, чаще всего подобное «общение» происходит между горбатыми китами и дельфинами-афалинами.
Прибывшая из межзвездного пространства предполагаемая комета 3I/ATLAS движется по траектории, максимально удобной для гравитационных маневров управляемого корабля, при этом возможность ее отслеживания с Земли практически минимальна. По мнению некоторых ученых, такое «поведение» объекта наводит на определенные мысли.
Примерно 12 800 лет назад в Северном полушарии началось резкое изменение климата, которое сопровождалось вымиранием мегафауны и угасанием культуры Кловис. Такое могло произойти, например, из-за прорыва пресных вод в Атлантику или мощного вулканического извержения. Несколько лет назад ученые обнаружили места на суше с повышенным содержанием элементов платиновой группы, прослоями угля, микрочастицами расплава. По их мнению, это может быть признаком пребывания Земли в потоке обломков кометы или астероида. В новой работе впервые представлены доказательства кометного события в позднем дриасе из морских осадочных толщ.
Команда исследователей из Сколтеха, МФТИ, Института искусственного интеллекта AIRI и других научных центров разработала метод, позволяющий не просто отличать тексты, написанные человеком, от сгенерированных нейросетью, но и понимать, по каким именно признакам классификатор принимает решение о том, является ли текст генерацией или нет. Анализируя внутренние состояния глубоких слоев языковой модели, ученые смогли выделить и интерпретировать численные признаки, отвечающие за стилистику, сложность и «степень уверенности» текста.

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии