Биологи ТГУ выявили высокую концентрацию микропластика в притоке Оби — Naked Science
ТГУ

Биологи ТГУ выявили высокую концентрацию микропластика в притоке Оби

5.2

Ученые Биологического института ТГУ (БИ) в рамках первого в России проекта по исследованию микропластика в пресных водоемах провели отбор проб воды из Оби и ее притоков. Результаты показали высокое содержание микрочастиц синтетического материала в реке Томь. Эта крупная водная артерия может быть одним из путей масштабного транспорта микропластика в мировой океан.

Приток Оби – река Томь / ©s1.fotokto.ru

Отбор образцов проводился с помощью специально сконструированного пробоотборника, похожего на ската Манту. Результаты анализа проб, взятых вблизи Томска, показали высокое содержание и разнообразие микрочастиц синтетического материала. Параллельно с анализом проб воды биологи будут исследовать содержание микропластика в пищевом тракте речных рыб.

«Обь и ее притоки не случайно выбраны в качестве объекта исследования. Эта крупная водная артерия может быть одним из путей масштабного транспорта микропластика в мировой океан, – говорит ученый Биологического института ТГУ Юлия Франк. – Отбор
проб на Томи проводился на участке от Кемерова (самая южная точка) до деревни Орловка Томской области (самая северная точка). На Оби исследованиями охвачены участки от Новосибирска до Каргаска. Сейчас проанализированы образцы, которые мы брали в Томске у коммунального моста через Томь. Микропластик там обнаружен даже в большем объеме, чем мы ожидали».

Подсвеченная фотография пробы воды под микроскопом / ©БИ ТГУ

Как отмечает исследователь, процесс выделения синтетических частиц из проб весьма трудоемкий. Микропластиком считаются фрагменты размером до 0,5 сантиметра. Ученые БИ ТГУ идентифицируют и исследуют элементы еще меньшего объема – больше всего попадается частиц от 0,3 до одного миллиметра. Для этого на начальном этапе воду процеживают последовательно через сита разного диаметра, удаляют фрагменты мусора и крупные органические остатки.

Пробы воды / ©БИ ТГУ
Сбор проб воды из реки Томь / ©www.youtube.com

Затем оставшийся материал сушат и удаляют из него все органические частицы, после чего отделяют от песчинок в очень соленом растворе, в котором микропластик всплывает на поверхность. После этого его осаждают на фильтры с очень тонкими порами. Это дает возможность с помощью микроскопа посчитать количество частиц в одной пробе и оценить их разнообразие.

Подсвеченная фотография пробы воды / ©БИ ТГУ

«Во всех образцах присутствуют как микросферы, например, микрогранулы, которые содержатся в косметических средствах и промышленных абразивах, – говорит Юлия Франк. – Помимо этого присутствуют пленки – остатки от пакетов и микроволокна, в основном, это продукт распада рыболовных снастей (лесок, сетей и так далее). Согласно данным анализа, на один кубометр воды реки Томь приходится 50 мкг микропластика или около 30 частиц».

Отбор проб воды / ©БИ ТГУ

Из них больше всего микрофрагментов, затем идут микропленки и микроволокна, микросфер 2-3 штуки на кубометр воды. Частично этот микропластик оседает в донных отложениях, адсорбируется на различных поверхностях, но большая его часть транспортируется в мировой океан. Сейчас одним из главных вопросов, который интересует ученых, является влияние микропластика на биологические объекты, человека в том числе.

Фотография пробы воды / ©БИ ТГУ

Гидробионты потребляют микропластик вместе с кормом и напрямую заглатывают из воды, так частицы начинают путешествие по пищевым цепям. Считается, что микропластик который включает в себя различные типы полимеров (полиэтилен, полипропилен и так далее) может оказывать токсичное влияние на различные объекты – от микроорганизмов, являющихся важной частью водных экосистем, до крупных животных, стоящих наверху пищевой цепочки.

По накопленным данным у животных в результате воздействия токсичных компонентов пластиков может пострадать репродуктивная функция, работа эндокринной системы, пищеварение и так далее. Одной из ближайших исследовательских задач, которую поставили перед собой ученые Биологического института, является исследование наличия микропластика в пищеварительном тракте речных рыб и возможное влияние синтетических частиц на ихтиофауну Обь-Иртышского бассейна.

ТГУ