25 тысяч бочек с ДДТ и химическими отходами обнаружили на дне океана, в 20 километрах от Лос-Анджелеса — Naked Science

Американские океанологи поделились первыми результатами подробного обследования пролива между островом Сан-Каталина и расположенным на Западном побережье США Лос-Анджелесом. Они обнаружили 27 345 объектов на морском дне, не менее 25 тысяч из которых однозначно идентифицировали как бочки. До 1972 года в этом районе практиковался сброс промышленных отходов, среди которых — такой опасный инсектицид, как ДДТ.

Снятые еще в 2011 году бочки с токсичными отходами на дне моря у побережья Калифорнии / ©David Valentine, UC Santa Barbara, RV Jason, Associated Press

Портал Phys.org сообщает, что исследовательское судно Sally Ride с командой из 31 человека в круглосуточном режиме обследовало дно океана у побережья Калифорнии с 10 по 24 марта. Экспедиция Института океанографии имени Скриппса (входит в структуру Калифорнийского университета) подробно изучала 145 квадратных километров впадины Сан-Педро. Этот участок пролива между островом Сан-Каталина и городом Лос-Анджелесом привлек внимание океанологов давно.

Последние десятилетия ученые фиксируют повышенное содержание ДДТ и других опасных химикатов в тканях морских животных, обитающих в окрестных водах. Причина этому может быть только одна — протекание емкостей, в которых этот инсектицид наряду с прочими промышленными отходами сбрасывали в океан. К сожалению, подобная практика была крайне распространенной по всему свету до второй половины XX века, и США в этом вопросе не исключение.

Еще в 2011 году глубоководные обследования показали, что на дне моря, менее чем в 20 километрах от оживленных пляжей Лос-Анджелеса и в дюжине километров от популярного курорта на острове Санта-Каталина, лежит огромное множество таких медленно разрушающихся бочек. Новое исследование приоткрывает завесу тайны над масштабами проблемы. Местные политики, ученые и активисты считают эту свалку одной из крупнейших экологических угроз на Западном побережье США.

Исследовательское судно Sally Ride / ©Scripps Institution of Oceanography at UC San Diego, Associated Press

Дополнительных сложностей в оценке ущерба и разработке способов безопасной утилизации этих отходов добавляет полное отсутствие информации о размерах свалки. Океанологи обследовали лишь некоторую часть известной области, в которой бочки с промышленными химикатами сбрасывали, но в реальности ей навряд ли кто-то ограничивался. И даже развитая американская бюрократия не может в этом вопросе как-то помочь.

Глубокие воды этого пролива использовали для «утилизации» промышленных отходов как минимум с 1930 по 1972 год. В начале семидесятых правительство США разработало так называемый Акт об океанических свалках (MPRSA), который частично урегулировал вопрос и ограничил сброс токсичного мусора в море. Однако до этого более трех десятилетий подряд сотни фирм рутинно предавали морским пучинам тысячи бочек с самыми разными химикатами ежемесячно.

Большинство таких организаций давно прекратили свое существование. Даже если они вели какие-либо записи, найти их чрезвычайно затруднительно. Прошлой осенью расследование The Los Angeles Times установило, что одна только калифорнийская корпорация Montrose Chemical с 1947 по 1961 год топила в прибрежных водах Лос-Анджелеса по две тысячи бочек ежемесячно. Это существенно больше, чем нашли океанологи из Института Скриппса в своей экспедиции.

Количество этого инсектицида в обнаруженных ими 25 тысячах бочек ученые оценивают в 350-700 тонн. Как показывают многолетние исследования, ДДТ, он же — дихлордифенилтрихлорметилметан, в простонародье — дуст (что не совсем корректно), способен оказывать серьезное влияние на развитие разных видов животных — от планктона до морских млекопитающих. У последних он накапливается в жировых тканях, что приводит к нарушениям работы иммунной и репродуктивной систем. У морских львов высокое содержание ДДТ в организме связали с повышенным риском развития рака.

В перспективе те бочки, что не дали течь, можно попробовать поднять с морского дна. Протекшие емкости так просто эвакуировать не получится, поэтому сначала ученые возьмут пробы грунта и воды вокруг них, чтобы оценить ущерб. В любом случае очистка столь масштабной свалки — дело опасное, рискованное, дорогое, а его успех всегда под большим вопросом.

И проблема даже не в том, что бочки лежат на глубине почти в километр. Они повреждены коррозией, из-за чего любое возмущение может привести к разрушению емкости. К тому же никто доподлинно не знает, что внутри, — а там может быть все, что угодно, помимо ДДТ: от реагентов разной степени токсичности до радиоактивных отходов.

Океанологи искренне надеются, что их работа привлечет внимание общественности. Местные политики уже ищут фирмы, которые готовы разработать план по утилизации опасных «подарков из прошлого». В ближайшем будущем ученые собираются продолжить картографирование дна. Возможно, 25 тысяч бочек — лишь начало.

Измерения, проведенные во время одного из сближений Parker с Венерой, позволили оценить плотность ее ионосферы и показали, что она меняется, следуя за изменениями активности Солнца.