18.09.2020
5 843

Выяснилось, что лошадей одомашнили не в Турции

4.6

Международная группа ученых проанализировала останки непарнокопытных животных с различных стоянок в Турции и на Кавказе. Генетическое тестирование показало, что современная лошадь была одомашнена не в Анатолии, как считалось ранее.

Генетическое разнообразие и цвет шерсти лошадей в Анатолии и Закавказье до и после 2000 года до нашей эры / ©phys.org

Исследование опубликовано в журнале Science Advances. Территориальное происхождение современной лошади — не простой вопрос. Какое-то время считалось, что лошади впервые были одомашнены ботайской культурой, существовавшей между 3700 и 3000 годами до нашей эры на территории Казахстана. Однако более поздние исследования показали, что останки лошадей, найденные здесь, принадлежат предкам лошадей Пржевальского, а не современных видов.

Были предложены и другие гипотезы, касающиеся территории одомашнивания этих животных. Например, Пиренейский полуостров. Но и в этой части света, как показывают исследования, останки лошадей принадлежали к видам, не относящимся к современным скакунам. Оставались еще два региона, которые были предложены в качестве мест доместикации, — Причерноморско-Каспийская степь и Анатолия, крупный регион Восточной Турции. Последняя долгое время считалась основным кандидатом на одомашнивание. Но международная группа исследователей показала, что это не так.

Ученые проанализировали более 100 останков лошадей из 14 доисторических поселений в Анатолии и на Кавказе с датировками от 9000 до 1000 года до нашей эры. Некоторые из останков принадлежали одомашненным лошадям, другие — тем, что оставались дикими. Для этого были проведены палеогенетические и морфологические исследования ДНК Y-хоромосомы, а также митохондриальной ДНК и маркеров, связанных с цветом шерсти. В результате были обнаружены следы внезапного появления современных домашних лошадей в Турции и на Кавказе примерно в 2200 году до нашей эры.

Однако доместикация должна была происходить постепенно, поэтому ученые сделали вывод, что домашних лошадей туда завезли. Откуда — вопрос. Исходя из анализа ДНК, исследователи предполагают, что современные домашние лошади попали в Анатолию и на Кавказ примерно четыре тысячи лет назад из евразийских степей.

Движения литосферных плит могут возникать из-за смещенного центра вращения системы Земли и Луны и солнечной гравитации.