8 июля
2 130

Ученые выяснили, почему мягкие звуки облегчают боль

5.4

Эксперименты на мышах показали, что негромкий звуковой фон снижает активность таламуса и уменьшает реакцию на болевые стимулы.

©Rama, Wikimedia Commons

Еще более полувека назад медики заметили, что проигрывание музыки во время зубоврачебных операций настолько облегчает переживание боли, что некоторым пациентам даже не требовалась обычная анестезия. Пожалуй, такой эффект знаком каждому — недаром родители успокаивают страдающих малышей самым мягким голосом, на который способны. Он привлекает большой интерес ученых, и с тех пор они неоднократно подтверждали, что музыка способна ослаблять и острые, и хронические боли. Чтобы выяснить механизмы, лежащие в основе такой реакции, американские нейробиологи поставили эксперименты, о которых пишут в статье, опубликованной в журнале Science.

Юаньюань Лю (Yuanyuan Liu) и ее коллеги проводили опыты на лабораторых мышах. В течение 20 минут им проигрывали приятную (по крайней мере, для человеческого уха) музыку — увертюру Rejouissance («Веселье») к оркестровой сюите Иоганна Себастьяна Баха. Громкость звука варьировалась от 50 до 60 децибел, при этом фоновый шум в помещении составлял 45 децибел. В конечности мышам делали уколы с разной силой. Если животное отдергивало или принималось лизать лапку, это свидетельствовало о том, что оно чувствует боль.

Опыты показали, что если музыка звучала достаточно тихо, то для болевой реакции требовалось воздействовать на лапку втрое сильнее, чем без нее. А если пьеса проигрывалась громко, чувствительность к уколам оставалась такой же, как и без музыки. Более того, аналогичный эффект наблюдали при звучании «некрасивой», атональной музыки (той же увертюры, но специально обработанной на компьютере) и даже под обычный «белый шум», если только он был немного громче фоновых звуков.

Эксперименты повторили, используя флуоресцентные красители и микроэлектроды, которые позволили отслеживать активность головного мозга подопытных мышей. Как выяснилось, мягкие звуки снижают поток сигналов, идущих от слуховой коры в таламус — область, где происходит интеграция сенсорных данных. И действительно, если связь между этими частями мозга искусственно блокировали, животные демонстрировали ослабленную реакцию на болевые стимулы.

Ученые заключили, что негромкий звуковой фон понижает активацию таламуса сигналами от нейронов слуховой коры, уменьшая и интенсивность болевых ощущений. Возможно, в будущем такая «звуковая анестезия» найдет применение в реальной медицинской практике. Но пока авторы планируют исследовать ее влияние на людей, отслеживая активность таламуса с помощью МРТ.