Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
21.12.2022
Александра Медведева

Ученые выяснили, какие животные быстрее всего воспринимают время

5.1

Исследователи оценили, с какой скоростью разные виды животных воспринимают изменения окружающей среды. Рекордсменами оказались мелкие летающие существа — мухи и стрекозы среди насекомых и мухоловки среди позвоночных, а также морские хищники. Медленнее всего среди изученных видов время течет у морских звезд.

Ученые из Ирландского национального университета в Голуэе впервые сравнили, как 100 видов животных, различающихся по размерам тела, среде обитания и образе жизни, воспринимают время. Временное восприятие оценивается как скорость, с которой организм может зафиксировать и обработать изменения, происходящие в мире. Результаты исследования представят на собрании Британского экологического общества в Эдинбурге.

В анализе использовали данные, собранные в результате многочисленных экспериментов, измеряющих восприятие времени с помощью мерцающего света. При этом регистрировали скорость, с которой зрительный нерв отправлял информацию мозгу.

Рекордсменами по выявлению изменений с самой высокой скоростью стали мясные мухи и стрекозы: их зрение позволяет обработать изменения с частотой 300 герц, то есть фиксировать их 300 раз в секунду. Для сравнения: человек воспринимает мир с частотой всего 65 герц. Среди позвоночных самые «быстрые» глаза оказались у птиц пестрых мухоловок, у которых частота восприятия составила 146 герц. Глаза лосося, как выяснилось, «работают» на частоте 96 герц, а собаки — 75 герц. Самые медленные глаза принадлежали морской звезде — всего 0,7 герца.

Быстрое восприятие полезно быстро передвигающимся видам и тем, которым нужно отслеживать сложную траекторию движения добычи. Кроме того, восприятие времени связано с тем, насколько быстро может измениться окружающая среда. Этот результат помогает лучше понять взаимодействие хищника и жертвы и даже то, почему световое загрязнение может влиять на одни виды сильнее, чем на другие.

Одним из неожиданных результатов исследования стало то, что многие наземные хищники имеют относительно медленное восприятие времени по сравнению с водными. По мнению ученых, эта разница связана с тем, что в водной среде хищники могут постоянно корректировать свое положение тела, бросаясь за добычей, в то время как в наземных средах животные уже не могут вносить коррективы после того, как совершат прыжок.

Быстрое временное восприятие также требует больших энергетических затрат и ограничено тем, насколько быстро могут перезаряжаться нейроны сетчатки глаза. Животные, которым не требуется быстрое зрение, используют эту энергию для других потребностей, таких как рост или размножение.

Различия в восприятии времени существуют и внутри одного вида. Это характерно даже для людей: некоторые исследования показывали, что вратари в футболе видят изменения с большей скоростью, чем обычные люди, и что кофе может временно повысить частоту восприятия на небольшую величину.