30.01.2022
8 451

Ученые рассказали об охоте косаток на синих китов

5.7

Хищные косатки оказались способны нападать даже на синих китов, самых больших животных нашего времени.

Раненый кит в окружении нескольких косаток
Раненый кит в окружении нескольких косаток / ©John Daw, Australian Wildlife Journeys / Автор: Иван Беляев

Косаток (Orcinus orca) можно назвать самыми опасными животными в океане. Это самые крупные из дельфинообразных, набирающие массу до 10 тонн, они активно охотятся на крупных рыб, моллюсков и теплокровных водных животных, пользуясь не только своими размерами и скоростью, но и чрезвычайно развитым мозгом. Косатки способны нападать стаями, применяя весьма изощренные тактики охоты, в зависимости от цели. Новые наблюдения впервые продемонстрировали, что жертвами их могут становиться даже синие киты (Balaenoptera musculus) – самые большие из современных животных, масса которых может превышать и 150 тонн.

Роберт Питман (Robert Pitman) из Университета штата Орегон и его коллеги работали в море близ города Бремер-Бей на юго-западе Австралии, с борта одного из судов, перевозящих туристов для наблюдения за китами. Ученые отмечают, что в нападениях участвовали стаи косаток, в основном самок, действовавших совместно. Об этой охоте ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Marine Mammal Science.

В общей сложности были зафиксированы три подобных инцидента, закончившихся гибелью китов: два – в 2019 г. и еще один – в 2021, причем первый из них был крупным взрослым самцом. По мнению ученых, прежде такие атаки могли оставаться незамеченными из-за катастрофического снижения численности самих жертв, которое они пережили в результате варварского промысла, продолжавшегося вплоть до второй половины ХХ века. Воможно, что это трудности с поисками жертв заставили косаток изменить привычки и позабыть старые навыки охоты на океанских великанов. Теперь, похоже, эти «привычки» возвращаются.

Косатки движутся бок о бок с раненым китом / ©John Daw, Australian Wildlife Journeys

Первое нападение стало самым зрелищным. Оно было зафиксировано в марте 2019 г., жертвой стал самец длиной 18-22 м, атакованный группой из восьми взрослых самок и одного самца в сопровождении молодняка, который, в основном, держался в отдалении от опасной схватки. Ученые пишут, что за 20 минут нападений хищники утомили кита, который стал двигаться все более медленными и короткими кругами.

Косатка влезла в пасть умирающему киту, стараясь добраться до питательного языка / ©John Daw, Australian Wildlife Journeys

Раз за разом косатки выгрызали куски из его тела, вызвав сильное кровотечение, пока, наконец, три самки, выстроившись «плечом к плечу» поперек движения жертвы, не ринулись, вместе ударив жертву в бок, а две другие атаковали с головы. Еще через 10 минут одна из них уже проникла в пасть полуживому киту и начала поедать его язык и другие мягки ткани. Вскоре питаться телом жертвы собралось более 50 косаток, а также тысячи других морских птиц и других животных.

Во второй и третьей атаках хищники добыли китов помоложе и не таких крупных, но, как и в случае со взрослым массивным самцом, прежде всего выедали язык – самую питательную часть их тела. Доминирование самок во всех атакующих группах ученые связали с необходимостью кормить потомство.