06.03.2023
1 772

Ученые описали болезнь, вызываемую микропластиком

5.7

Новая болезнь — «пластикоз» — связана с накоплением микропластика. На примере морских буревестников показано, что, попадая в организм с водой и пищей, такие частицы ведут к рубцеванию тканей внутренних органов и тяжелым нарушениям пищеварения.

©patrickkavanagh, Flickr / Автор: Павел Сорокин

Медленное разложение мусора, стирка синтетических тканей, истирание автомобильных шин о поверхность дороги и другие процессы наполняют окружающую среду частицами микропластика. Попадая в живые организмы с пищей, водой и даже воздухом, они способны проникать в ткани и клетки, накапливаться и запускать опасные процессы, зачастую ведущие к гибели.

Ученые обнаруживают микропластик в людях и животных по всей планете, от Арктики до Антарктики. Биологи из лондонского Музея естественной истории изучили процессы, связанные с накоплением микропластика в морских птицах. Новая болезнь получила название «пластикоз» (plasticosis), по аналогии с другими фиброзами — патологическими разрастаниями соединительных тканей из-за хронического воспаления. О заболевании подробно рассказывается в статье, опубликованной в Journal of Hazardous Materials.

Ключевым объектом исследований Алекса Бонда (Alex Bond) и его коллеги стали толстоклювые буревестники. Эти птицы, обитающие в районе Тихого океана, считаются одними из основных жертв микропластикового загрязнения морей. Изучив их пищеварительный тракт, ученые обнаружили, что патогенные частицы накапливаются прежде всего в первом, железистом отделе желудка.

Патологические изменения в тканях, связанные с накоплением микропластика / ©Charlton-Howard et al., 2023

Это приводит к закупориванию протоков желез и блокирует выделение ферментов, ослабляя способность извлекать питательные вещества из пищи и повышая риск инфекций. В некоторых случаях буревестники могут буквально умирать от голода, накопив слишком большие количества пластика. Но даже если его объемы не так велики, птицы набирают меньшую массу и не вырастают до своих нормальных размеров.

В тканях пищеварительного тракта у буревестников ученые заметили патологические изменения, характерные для фиброзных заболеваний. Подобное происходит, например, под влиянием асбеста: хроническое воспаление не позволяет тканям нормально восстановиться и ведет к распространению рубцов. Такие шрамы состоят в основном из коллагена и не способны выполнять свои обычные функции.

В новой статье описаны симптомы пластикоза лишь для пищеварительной системы буревестников. Однако ученые уверены, что аналогичные патологические изменения могут затрагивать другие части тела, включая легкие, и, конечно, другие виды животных, которые поглощают частицы микропластика практически с каждым куском пищи и каждым глотком воды.