Ученые: контактные зоопарки могут создавать условия для передающихся посетителям бактерий с лекарственной устойчивостью — Naked Science

Новое исследование, представленное на ежегодном Европейском конгрессе клинической микробиологии и инфекционных заболеваний в Амстердаме, показало, что контактные зоопарки создают условия для разнообразных бактерий, что может привести к передаче людям вирулентных, лекарственно-устойчивых патогенов.

dscn1555

Исследование провели профессор Шири Навон-Венециа (Shiri Navon-Venezia) из Ариэльского Университета (Израиль) и его коллеги, оно было направлено на изучение распространенности, молекулярной эпидемиологии и факторов риска для животных в контактных зоопарках, заселенных бактериями MDR

Подобные заведения довольно популярны во всем мире, так как позволяют посетителям прямо и косвенно воздействовать с различными видами животных. В отличие от обычных зоопарков, они интерактивны: дети могут гладить, ласкать животных и даже брать их на руки.

Бета-лактамаза с расширенным спектром действия (Extended spectrum beta-lactamase, ESBL) и AmpC-продуцирующие энтеробактерии (AmpC-producing Enterobacteriaceae, AmpC-E), которые устойчивы к ряду обычных антибиотиков, стали предметом серьезной озабоченности как в медицине, так и в ветеринарии, поэтому понимание вероятности их возникновения при колонизации животных имеет решающее значение при оценке возможного риска для посетителей.

Исследователи провели исследование в восьми случайно выбранных контактных зоопарках по всему Израилю, взяв образцы фекалий, а также кожи, меха или перьев у 228 животных, принадлежащих к 42 различным видам. При помощи генетического секвенирования ученые идентифицировали как виды бактерий в каждом образце, так и наличие генов устойчивости к лекарственным средствам ESBL и AmpC. Владельцам зоопарка выдали анкеты с вопросами о возрасте и истории болезни содержащихся там животных, а ответы были проанализированы для определения дополнительных факторов риска.

Всего было отобрано 382 образца у 228 животных: на основании их анализа было обнаружено, что 12 процентов животных имели по крайней мере один штамм, продуцирующий ESBL/AmpC, с 35 различными восстановленными видами бактерий. Большинство (77 процентов) бактерий MDR были получены из фекалий, а оставшиеся 23 процента — из кожи, меха или перьев. Четверть из тех животных, которые дали положительный результат на устойчивые к лекарствам бактерии, были колонизированы более чем одним бактериальным штаммом. Среди выявленных бактериальных штаммов — высоковирулентная кишечная палочка ST656, вызывающая диарею путешественника, и кишечная палочка ST127, частая причина инфекций мочевыводящих путей.

Анализ данных показал, что, если животное лечили антибиотиками, вероятность того, что оно избавится от бактерии MDR, повышается в семь раз. Исследование продемонстрировало, что зоопарки предоставляют пригодные условия для разнообразных видов ESBL / AmpC-E и могут считаться потенциальным источником распространения этих высоковирулентных патогенных микроорганизмов, которые могут передаваться посетителям — главным образом детям.

«Наши результаты показывают, что животные в зоопарках могут приводить к выделению и передаче патогенных микроорганизмов, которые способны вызывать болезни у людей, даже если животные выглядят здоровыми. Вместе с тем мы осознаем высокую образовательную и эмоциональную ценность контактных зоопарков для детей, поэтому настоятельно рекомендуем, чтобы управляющие детскими зоопарками соблюдали строгую гигиену и инфекционный контроль вместе с рационализированной политикой в отношении антибиотиков, дабы снизить риск передачи бактерий между животными и посетителями», — говорит Навон-Венециа.