8 сентября
4 743

У дрозофил нашли «ген деэскалации насилия»

4.8

Эксперименты на мухах позволили определить ген, работа которого позволяет вовремя остановить агрессивное поведение и прекратить нападение, когда оно становится бессмысленным.

©Francisco Romero Ferrero, Creative Commons

Агрессивность бывает нужна для выживания, но не менее важно и вовремя остановиться, если дополнительные расходы энергии на схватку вряд ли принесут какую-то выгоду. Если речь идет о пищевом поведении, момент наступления сытости можно определить по сигналам рецепторов, которые отслеживают растяжение желудка, уровень сахара в крови и т.п. С агрессией такое невозможно, в деэскалации участвуют более сложные и пока что крайне плохо изученные механизмы. Достаточно вспомнить, что тестостерон, который обычно считается стимулятором агрессивного поведения, также способствует и дружелюбию.

Важным шагом на пути к пониманию работы систем деэскалации агрессии стало новое исследование, проведенной группой биологов из Института биологических исследований Солка. Им удалось определить ген, активность которого определяет запуск «программы миролюбия» у дрозофил. Об этом Кента Асахина (Kenta Asahina) и его коллеги пишут в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

Предыдущие исследования указали на целый ряд мутаций, которые могут приводить к более агрессивному поведению у дрозофил. Поэтому ученые отключали соответствующие гены, отслеживая, как это скажется на агрессивном поведении самцов, которые гоняют конкурентов. Чаще и дольше всего такое поведение демонстрировали мухи с нокаутированным геном nvy (nervy). Такие насекомые хуже распознавали сигналы, которые обычно заставляют дрозофил остановиться и перестать атаковать – например, положение тела соперника и предыдущий опыт взаимодействий с ним.

Роль гена nvy подтвердили дополнительные эксперименты, в ходе которых в нейроны дрозофил переносили гомологичный ген человека. Его активности было достаточно для развития нормального уровня агрессии, не переходящего обычные рамки. Также биологи определили популяцию нейронов, где эта активность разворачивается сильнее всего, и целый массив генов, работа которых зависит от гена nvy. Это целый клубок сложных взаимодействий, но теперь в распоряжении ученых есть нить, начиная с которой его можно распутывать.