08.09.2022
Александра Медведева

Морские хищники используют антициклонические течения для поиска пищи в океане

3.6

Морские хищные рыбы в бедной питательными веществами северной части Тихого океана собираются в антициклонических течениях — именно в них сосредоточена основная часть первичной биомассы. Эти новые сведения о взаимосвязи физики океана и экосистем помогут создавать более эффективные стратегии по сохранению морской фауны.

Полосатый марлин
Полосатый марлин/ © Pat Ford Photography / Автор: Павел Сорокин

Ученые из Океанографического института Вудс-Хоула и Вашингтонского университета (США) показали, что морские хищники собираются в антициклонических океанических течениях, направленных в Северном полушарии по часовой стрелке. Исследователи полагают, что хищники движутся вместе с этими теплыми потоками, чтобы добывать пищу из содержащейся в них глубоководной биомассы. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Ученые анализировали данные, которые коммерческие рыболовные компания собирали на протяжении 20 лет, а также спутниковые снимки Северо-Тихоокеанского течения — одной из крупнейших океанических экосистем, которая при этом бедна питательными веществами. Авторы оценивали, как различаются виды и количество хищников по широте и глубине океана.

Оказалось, что хищные рыбы, обитающие в толще воды, такие как тунцы, марлины и акулы, гораздо чаще встречаются в теплых антициклонических течениях, чем в холодных циклонических. Это связано с тем, что такие течения предоставляют рыбам лучшие возможности для кормления. Они содержат большее количество фитопланктона, с более крупными клетками, следовательно, их первичная продуктивность выше по сравнению с циклоническими течениями. Хотя влияние этой разницы на продуктивность промежуточных между фитопланктоном и хищниками трофических уровней неизвестно, очень вероятно, что она вносит свой вклад.

Таким образом, антициклонические течения выступают своеобразными мобильными «горячими точками», где скапливаются хищные рыбы. Это открытие указывает на фундаментальную связь между морскими экосистемами и физикой океана. Ученые давно исследуют поведение морских хищников, помечая отдельных особей и моделируя их перемещения, однако влияние течений на их поведение, особенно в районах с дефицитом питательных веществ, ранее не изучалось.

Исследование позволит разрабатывать более эффективные стратегии по сохранению морской фауны, а также способствовать эффективному управлению рыболовством. Рыболовецкий промысел продолжает расширяться с каждым годом, поэтому возникает потребность в дополнительной информации об экологии глубоководных районов.