Одомашнивание спасло тыкву от вымирания — Naked Science

Одомашнивание спасло тыкву от вымирания

Мы привыкли питать определенную признательность по отношению к животным и растениям, которые нас кормят. Однако и им стоит быть благодарными нам в ответ – за выживание в бурных водах эволюции. Интересный пример этому открыло недавнее исследование тыквы и ее родственников.

tykva

До появления человека представители рода тыквенных (Cucurbita) были чрезвычайно широко распространены и в Северной, и в Южной Америке. Для человека они были слишком горьки и несъедобны – впрочем, и людей тогда в Западном полушарии еще не было. Зато обе Америки населяли обширные стада мегафауны – гигантских ленивцев и других существ, которые с удовольствием поедали их плоды и разносили семена в кишечнике.

Появление людей-охотников быстро поставило крест и на мегафауне, и на тыквенных, размножение которых зависело от этих крупных млекопитающих. Мелким животным эти плоды недоступны из-за повышенной чувствительности к горькому вкусу. Сегодня дикие Cucurbita – большая редкость, но зато одомашненные виды процветают в садах и огородах повсеместно. Но что было бы с тыквенными, если б не люди?

Недавно проведенный генетический анализ, охвативший почти сотню современных видов этого обширного рода растений, открыл довольно безрадостные перспективы. Еще 10 тыс. лет назад тыквенные были многочисленны и разнообразны, однако по мере того как со сцены сходили представители нативной мегафауны Америк, их число и генетическое разнообразие резко сократилось. Авторы работы уверены: если б не одомашнивание, обычные сегодня тыквы разделили бы участь птиц додо, гигантских ленивцев и других существ, так и не дотянувших до нашего времени.