Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
17 октября
Анна Новиковская

Найден быстрый и простой способ сделать органы мыши прозрачными

5.5

С помощью инновационной технологии EZ Clear ученые смогли быстро и просто сделать ткани или даже целые органы лабораторной мыши прозрачными, что упростило их изучение под микроскопом. В будущем с помощью этой технологии исследователи смогут создавать трехмерные изображения неповрежденных органов, изучая их при минимальном внешнем вмешательстве.

Обработанные по новой методике органы мыши — даже печень и почка стали полупрозрачными / © 10.7554/eLife.77419

Для того чтобы изучить орган или ткань под световым микроскопом, его требуется сделать прозрачным, в противном случае в окуляре будет видна лишь невнятная темная масса. Исследователи пользуются несколькими способами, от разрезания образца на очень тонкие слои (что подразумевает частичное повреждение изначальной архитектуры ткани) до обесцвечивания.

Последний процесс до недавних пор был очень трудоемким, требовал дорогого оборудования и работы с опасными органическими растворителями. Из-за этого обесцвечивание применялось крайне редко и было недоступно большинству ученых. Однако теперь, похоже, положение изменилось.

Новый метод обесцвечивания биологических тканей, названный EZ Clear, занимает намного меньше времени (всего 48 часов) и не требует особых температурных условий, а органы на протяжении всего процесса хранятся в водном растворе тетрагидрофурана, не высыхая и не меняя форму. Более того, обесцвеченные таким методом органы мышей могут быть иммунофлуоресцентно окрашены для дальнейшего изучения.

Полученные прозрачные органы сохраняют форму и объем, а ткани остаются практически неповрежденными, что открывает невиданные перспективы. Теперь будет возможно не только изучить строение даже самых нежных внутренних органов, но и визуализировать, к примеру, нейронные связи между мозгом и глазом или тончайшую сеть сосудов в печени и почках.

3D-реконструкция обесцвеченного новым способом мышиного глаза

По сравнению с известными прежде методами обесцвечивания EZ Clear позволил получить гораздо более четкие и подробные изображения мышиных органов, хотя исследователи еще не протестировали его эффективность на более крупных образцах. Вероятно, применение EZ Clear для изучения тканей свиней или приматов потребует оптимизации метода (к примеру, корректировки концентраций требуемых растворов), но ученые рассчитывают, что их метод оправдает себя даже при работе с человеческими органами.

Исследование опубликовано в журнале eLife.