Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
17 октября
1 459

Новый вид вируса поможет вылечить воспаление десен и избежать рака

6.6

Исследователи из университета Ла Троба в Австралии обнаружили вирус, который атаковал хорошо известную болезнетворную бактерию, способную не только вызвать воспаление десен, но и привести к возникновению раковой опухоли.

Новый вид вируса под электронным микроскопом / © La Trobe University

В норме фузобактерии — часть нормальной микрофлоры верхних дыхательных путей, ротовой полости и толстой кишки, однако некоторые виды, такие как Fusobacterium nucleatum, или палочка Плаута, считаются условно-патогенными. При ослаблении иммунитета (например, в результате перенесенного заболевания или приема некоторых лекарств) они могут вызвать некротические воспалительные процессы или даже привести к возникновению раковой опухоли.

Наиболее известное последствие резкого увеличения численности фузобактерий — воспаление десен, или периодонтит, которое может привести к потере зуба или повреждению всей челюстной кости. Помимо этого обитающие в ротовой полости Fusobacterium nucleatum могут спровоцировать рост и распространение раковых опухолей в толстом кишечнике или молочной железе.

С учетом распространяющейся устойчивости бактерий к антибиотикам, обычные методы борьбы с фузобактериями могут оказаться неэффективными, и ученые ищут новые способы сдерживания роста этих микроорганизмов. Теперь, похоже, им удалось определить новый вид вируса — «охотника на бактерий», или бактериофага, который способен целенаправленно уничтожать именно фузобактерии.

Вирус был обнаружен еще в 2019 году, но потребовалось два года, чтобы его уникальность была официально признана Международным комитетом по таксономии вирусов, который назвал его Latrobevirus, в честь Университета Ла Троба в Австралии, ученым которого впервые удалось его выделить.

Фузобактерии в жидкой культуре — внешне безобидные палочковидные микроорганизмы, способные доставить человеку немало проблем / © gastroscan.ru

Как сообщает информационный ресурс Phys.org, открытие вируса-специалиста, способного ликвидировать «плохие» бактерии и не задеть «хорошие», позволит лечить бактериальные инфекции более точно и аккуратно, а не «стрелять из дробовика по муравью». Возможно, в недалеком будущем дисбактериоз и другие неприятные последствия лечения антибиотиками отойдут в прошлое, а крошечные бактериофаги встанут на страже нашего здоровья.