Скоростная съемка раскрыла секрет прыгучести безногих личинок — Naked Science
09.08.2019

Скоростная съемка раскрыла секрет прыгучести безногих личинок

Личинки некоторых насекомых оказались способны к впечатляющим прыжкам без использования ног, за счет «пружинного механизма».

jump0

Безногие личинки насекомых способны к прыжкам на такое расстояние, о котором даже длинноногим спортсменам остается только мечтать. Личинки двукрылых галлиц Asphondylia перепрыгивают на дистанцию, почти в 40 раз превышающую величину их собственного тела. Легко подсчитать, что для человека аналогичное расстояние составило бы порядка 70 метров.

Как и у большинства галлиц, личинки Asphondylia развиваются в относительной безопасности — внутри галла, «чернильного орешка», нарастание которого на растении стимулирует откладывающее яйца насекомое. Однако, если их потревожить в этом убежище раньше времени, личинки, еще ненамного крупнее рисового зерна, проявят фантастические способности к бегству.

©Duke University

Для этого они сворачиваются кольцом, крепко сцепляя переднюю и заднюю стороны с помощью микроскопических чешуек. Затем личинка напрягает «спину», выпрямляясь; напряжение накапливается, как в пружине, пока чешуйки не отрываются друг от друга, и насекомое отбрасывается далеко в сторону.

Чешуйки личинки Asphondylia под электронным микроскопом / ©Grace Farley, Duke SMIF

Такой механизм профессор Университета Дьюка Шейла Патек (Sheila Patek) и ее коллеги наблюдали с помощью высокоскоростной видеокамеры. Результаты своей работы они сообщают в статье, опубликованной в Journal of Experimental Biology. Заметим, подобный «пружинный» механизм накапливания энергии широко используется в животном мире, обеспечивая мощные прыжки кузнечикам, а ракам-богомолам — невероятную силу удара.