20 сентября
Александра Медведева
9 197

Рвота обычных мух оказалась опаснее укусов их кровососущих сородичей

4.9

Отслеживая болезни, переносчиками которых выступают кровососущие мухи, эпидемиологи зря упускали из виду обычных, некусающих мух. Эти насекомые во время питания на улице активно поглощают фекалии, мусор и отходы, которые хранятся у них в зобе, прежде чем попасть в пищевод. Внутри дома мухи могут отрыгивать часть этой практически непереваренной пищи, разнося инфекции.

© Pixabay

Ученые из Массачусетского университета в Амхерсте (США) исследовали так называемых синантропных, или некусающих мух. Оказалось, они так же, как кровососущие мухи, могут быть переносчиками различных заболеваний. Кусающие мухи передают патогены между людьми и животными через их кровь, однако рвота синантропных мух имеет гораздо больший риск для здоровья человека. Результаты исследования опубликованы в журнале Insects.

В центре внимания эпидемиологов долгое время оставались кровососущие мухи, но ученые упускали из виду обычных мух, которых порой можно встретить практически в любом доме. Однако эти насекомые тоже могут быть очень опасными.

Например, комнатные мухи часто вылетают на улицу, где могут подкрепиться трупом животного, навозом, гниющим мусором или канализационными отходами. До того, как попасть в пищеварительный тракт, все это некоторое время хранится в зобе мухи. Там крайне мало пищеварительных ферментов или антимикробных пептидов, способных нейтрализовать многие патогены.

Таким образом, зоб мухи становится местом хранения потенциальных инфекций. Часто там скапливается избыток воды, от которого насекомые избавляются с помощью отрыжки. Прежде чем откусить кусочек пищи внутри дома, муха может выплюнуть часть воды, чтобы освободить место в зобе, а вместе с ней — часть своего уличного обеда. Кроме того, в зобе насекомого бактерии вырабатывают устойчивость к антибактериальным препаратам, что будет затруднять дальнейшее лечение болезней.

Ученые до сих пор не знают, насколько надежна иммунная система различных синантропных мух. Может ли она стимулировать рост вредных патогенов в кишечнике насекомого или эти насекомые просто переносят болезни? Кто более эффективный переносчик — самец или самка? Как объемы зобов зависят от вида? Все эти вопросы остаются без ответа, поэтому авторы работы призывают коллег уделять больше внимания таким на первый взгляд безобидным животным.