18.04.2023
12 828

Прибрежные животные нашли приют на большом мусорном пятне в Тихом океане

4.8

Большое тихоокеанское мусорное пятно находится в тысячах километрах от ближайшей суши, однако там встречаются сотни видов животных, не способных существовать в открытом море. Обитатели побережья не просто выживают, но процветают и размножаются на новом пластиковом архипелаге.

Стартап The Ocean Cleanup пытается собрать мусор из Большого тихоокеанского пятна / ©The Ocean Cleanup / Автор: Анастасия Кожевникова

Для многих животных, которые обитают на побережье, равно неблагоприятны и суша, и открытый океан. Они нуждаются одновременно в воде и твердой поверхности — например, для прикрепления или выведения потомства. Однако последствия человеческой деятельности позволяют им распространяться намного шире и жить за тысячи километров от ближайшего берега. Новую среду для их жизни создают огромные объемы антропогенного мусора, плавающего на поверхности океана. Это продемонстрировала работа американских биологов, опубликованная в журнале Nature Ecology & Evolution.

На новый фактор в экологии прибрежных животных ученые впервые обратили внимание после 2011 года. Тогда масштабное землетрясение и цунами близ берегов Японии вынесли в море огромные количества лодок, мусора, обломков домов и тому подобного. Многие годами дрейфовали в Тихом океане, и на них нередко сохранялись прикрепляющиеся моллюски и другие обитатели прибрежных вод. Иногда они обнаруживались несколько лет спустя после самого цунами, показывая, что в таких условиях прибрежные животные способны выживать в открытом море годами.

Поэтому Линси Харам (Linsey Haram) и ее коллеги обратились к более масштабному и устойчивому «острову» — Большому тихоокеанскому мусорному пятну. Так называют огромное скопление пластика, фрагментов судовых и рыбацких снастей и прочих отходов, которые течения собирают со всей северной части Тихого океана. Этот мусор частично деградирует под действием воды и солнечного света. Такой полуразложившийся пластик, по некоторым оценкам, покрывает больше 1,5 миллиона квадратных километров и может содержать более 100 тысяч тонн антропогенного мусора.

Линси Харам разбирает образцы мусора
Линси Харам разбирает образцы мусора / ©Luz Quiñones, Smithsonian

Однако Большое тихоокеанское мусорное пятно оказалось не только экологической катастрофой, но и уникальной экологической нишей. Еще в 2021 году Линси Харам с соавторами обнаружили, что там можно встретить прибрежные организмы, которые в обычных обстоятельствах не способны выжить в открытом море, на огромном удалении от ближайшей суши. В новой работе ученые показали, что это не случайность и такие животные обосновались на пятне постоянно, активно осваивая огромный мусорный архипелаг.

Биологи собрали свыше 100 образцов пластика из Тихого океана и более чем на 70 процентах из них обнаружили жителей побережья, почти 500 видов ракообразных, моллюсков, анемон и так далее. Более того, такие животные встречались там намного чаще обычных обитателей открытого моря, превосходя их численностью втрое. Ученые заметили существ разных размеров и возраста, а значит, они не просто выживали на мусоре, но и благополучно размножались. Самыми «популярными» у них оказались рыболовецкие сети, которые были заселены особенно густо.

По мнению авторов работы, все это позволяет с уверенностью говорить о возникновении особой экологической ниши — «неопелагиали». В отличие от пелагиали — верхней толщи воды, — она имеет антропогенное происхождение, появилась сравнительно недавно и в корне меняет обстоятельства жизни многих животных. Одни сталкиваются с новыми проблемами в родном открытом море, другие благодаря неопелагиали могут осваивать обширные пространства, которые прежде были для них недоступны.