Пластиковый мусор загнал морских черепах в «эволюционную ловушку» — Naked Science
2 августа

Пластиковый мусор загнал морских черепах в «эволюционную ловушку»

4.4

Течения уносят молодых черепах далеко в открытое море, где им не страшны хищники. Но там же скапливаются отходы, которые массово попадают в организм животных, угрожая выживанию целых популяций.

©Troy Mayne, WWF

Морские черепахи появляются на свет в теплом песке пляжей, а вылупившись, сразу перебираются в воду. В открытом море опасных для них хищников намного меньше, что позволяет мелким черепахам вырасти и окрепнуть. Все это время они плавают на поверхности, следуя за океанскими течениями и оставаясь в сравнительной безопасности. Однако сегодня такая эволюционная адаптация оборачивается для черепах ловушкой — как и необычная система определения пола, который зависит от температуры и все чаще дает сбои из-за глобального потепления.

Проблема в том, что те же морские течения переносят огромные количества плавучих частиц пластикового мусора, и он неизбежно попадает в организм животных с водой и пищей. Об этом биологи из Эксетерского университета пишут в новой статье, опубликованной в журнале Frontiers in Marine Science.

Совместно с коллегами из Австралии ученые исследовали черепах, выловленных по обоим концам Южного континента, на берегах Тихого и Индийского океанов. И в тех, и в других обнаружили угрожающие количества пластика. «Диета молодых морских черепах не специализирована, они питаются всем подряд, включая, как мы выяснили, пластик, — сказала Эмили Дункан (Emily Duncan), одна из авторов новой работы. — Пока мы не знаем в точности, какое влияние это на них оказывает, однако любые нарушения на ранних стадиях жизни могут иметь огромное влияние на всю популяцию».

В общей сложности ученые исследовали 121 черепаху — от новорожденных до достигших длины в 50 сантиметров, — которые были вынесены на берег волнами или попались в рыбацкие сети. Среди них были представители пяти из семи существующих сегодня видов морских черепах: биссы, а также зеленые, головастые, оливковые и плоскоспинные черепахи. Пластик чаще встречался у животных с Тихоокеанского побережья, обнаруживаясь более чем у 80 процентов черепах некоторых видов. В Индийском океане эти цифры оказались ниже, достигая 28 процентов (у плоскоспинных черепах).

Любопытно, что пластик не нашелся ни у одной из головастых черепах. Возможно, это связано с малым размером выборки: ученым удалось собрать лишь семь таких животных. Кроме того, мусор в Тихом океане отличался от мусора в Индийском. Первый чаще включал твердые пластиковые частицы, отходы весьма разнообразного происхождения. А вот в Индийском океане чаще попадаются пластиковые нити, скорее всего, остатки рыболовной снасти. Самые распространенные из них — полиэтилен и полипропилен.