Питание по графику вкупе с низкокалорийной диетой увеличило продолжительность жизни
Как утверждают исследователи, такая схема питания может не ускорять потерю лишних килограммов (хотя, скорее всего, на снижение массы тела она повлияет), зато принесет пользу для здоровья и в итоге продлит жизнь.
Новое исследование ученых из Института мозга Питера О’Доннелла — младшего, Медицинского института имени Говарда Хьюза и Центра ресурсов животных при Юго-западном медицинском центре Техасского университета (США) показало, что низкокалорийная диета в сочетании с питанием исключительно в определенные часы способствует долголетию у мышей. Результаты работы опубликованы в журнале Science.
Авторы многих предыдущих исследований приходили к выводу, что ограничение калорий увеличивает продолжительность жизни животных — червей, мух, грызунов и обезьян. А когда люди потребляли на 15 процентов меньше калорий, чем обычно, это влияло на то, что происходит с телом во время сна: на втором году у тех, кто ел меньше калорийной пищи, ученые наблюдали резкое замедление скорости метаболизма в ночное время и небольшое, но значительное падение температуры тела в то же время суток. Помимо этого, анализ крови таких испытуемых показал, что у них на 20% снизился процесс повреждения клетки в результате окисления — именно он считается ключевым признаком старения.
Тем не менее механизмы, за счет которых ограничения калорийности пищи продлевают жизнь, остаются плохо изученными. Тем более сложно систематически исследовать такие стратегии питания на примере людей: они не могут годами пребывать в лаборатории и ограничивать себя строго определенными порции еды всю жизнь.
Поэтому подопытными в новом исследовании, которое команда японско-американского нейробиолога и генетика Джозефа С. Такахаши проводила на протяжении четырех лет, вновь стали мыши. Животные находились в клетках с автоматическими кормушками, поэтому можно было легко контролировать их приемы пищи. Некоторым грызунам позволили есть столько, сколько они хотели, а другой группе ограничили потребление калорий на 30 процентов. При этом испытуемые, сидевшие на диете, питались по разным графикам — в том числе ночью, когда мыши наиболее активны.
«Мы показали, что 30-процентного ограничения калорий достаточно для увеличения продолжительности жизни на десять процентов. Тем не менее ежедневный интервал голодания и соблюдение циркадных ритмов кормления, действовавшие вместе, продлили жизнь самцам мышей на 35 процентов. Эти эффекты не зависели от массы тела», — пишут ученые.
Грызуны, получавшие низкокалорийную пищу ночью, только в течение двух часов (следовательно, остальные 22 часа они голодали), жили дольше всех. Комбинируя такую диету с режимом питания по графику, удалось увеличить среднюю продолжительность жизни подопытных на девять месяцев.
«Старение провоцирует повсеместное увеличение экспрессии генов, связанных с воспалением, и снижение экспрессии генов, кодирующих компоненты метаболических путей в печени. Кормление мышей в ночное время суток улучшило эти связанные со старением изменения. Таким образом, циркадные вмешательства способствуют долголетию и открывают перспективы для дальнейшего изучения механизмов старения», — отметили авторы исследования.
Ограниченное по времени питание — популярное сегодня интервальное, или прерывистое, голодание по определенной схеме — может не приводить к снижению массы тела, но положительно влиять на общее состояние организма. Конечно, ученые не предлагают людям есть по ночам: в нашем случае приемы пищи ограничивались бы дневными часами.
Американские биотехнологи впервые сообщили об обращении вспять клеточного старения в живых клетках печени человека — не мышиных, не синтетических, а именно человеческих. На волне этого результата компания привлекла 435 миллионов долларов и готовится к клиническим испытаниям.
Международная группа ученых выяснила, что постепенное потепление океана лишает морской планктон необходимых для жизни питательных веществ. Этот процесс охватывает огромные водные территории и в будущем может кардинально изменить экосистемы по всей планете.
Может ли человек или другое животное воспользоваться преимуществами сна, не смыкая глаз? Этим вопросом задалась команда американских нейробиологов. Они провели эксперимент на грызунах и выяснили, что «включения и выключения» нейронной активности в коре бодрствующих мышей позволяют вызвать некоторые эффекты, аналогичные тем, которые появляются во время фазы медленного сна. Более того, такой подход помог добиться улучшения памяти. Теперь ученые хотят повторить эксперимент на людях.
В 2017 году человечество впервые заметило объект, прилетевший из другой звездной системы. Он оказался странным, почти не похожим ни на астероид, ни на комету, и получил имя Оумуамуа. Затем появился «нормальный» межзвездный странник — комета Борисова. А в 2025-м астрономы обнаружили 3I/ATLAS — объект, который, вероятно, хранит вещество времен рождения чужих миров. Но что изменили в астрономии эти три гостя из межзвездной тьмы?
Астрономы провели длительную радиодиагностику межзвездного объекта 3I/ATLAS и не нашли признаков искусственных технологий. Наблюдение окончательно подтвердило естественную природу ледяного тела, хотя ученые изначально не ожидали сенсации.
Роль личности в истории чаще всего иллюстрируют правителями или полководцами. Но, глядя на современную карту мира, нельзя не признать: она выглядела бы принципиально иначе, если бы не одна крестьянская девушка, которую сожгли в этот день ровно 595 лет назад.
В высокогорных районах Гималаев появился новый хищник. Он не боится людей, возглавляет стаи собак и все чаще заходит в деревни. Местные жители называют его «кхипшанг». Речь идет о гибриде гималайского волка и бродячей собаки. Ученые опасаются, что этот зверь изменит хрупкий баланс местной дикой природы и в скором времени станет весьма опасным для человека.
В доколумбовых Андах принадлежность к правящему роду определяла доступ к земле, торговле и статусу, поэтому удержать все внутри семьи было вопросом выживания. Ученые выяснили, что элиты долины Чинча решали эту задачу самым прямым способом — заключая браки между родственниками на протяжении как минимум двух поколений.
При совпадении нескольких условий наши глаза способны улавливать излучение в ближнем инфракрасном спектре. Тогда сетчатка начинает работать как нелинейный фотодетектор.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Что-то в вашем комментарии показалось подозрительным, поэтому перед публикацией он пройдет модерацию.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии